Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

«Кастинг» литейщиков

15.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Кроме того, после согласия, данного Фальконе, Бецкой, ответивший ему невразумительными «четырьмя словами», продолжал поиски литейщика, прибегнув на этот раз к помощи И. И. Шувалова, бывшего куратора Академии художеств, находившегося тогда в «почетном изгнании» в Риме. Шувалов продолжал всячески заботиться о русских пенсионерах, работавших во Франции и Италии, приобретал для Академии художеств различного рода пособия, получил разрешение исполнить копии с антиков из Ватиканского собрания для Петербурга и т. д. Он с готовностью откликнулся на просьбу Бецкого.

Где же как не в Италии можно было найти литейных мастеров высокой квалификации, которым по силам будет осуществить отливку монумента. 17 апреля 1770 года Шувалов сообщает Бецкому из Рима об успехе своей миссии: «Приехав в сей город, стараюсь исполнить приказание Вашего превосходительства в приискании и отправлении литейщиков и резчиков медной работы. Теперь стараюсь склонить их на почетные кондиции ... заключить с ними обязательство, как Вы мне предписать изволили. Хоть сии люди обещают словесно и численно исправить работу статуи Петра Великого, но как оные подобной величины не делали, то я предварительно заключу с ними обязательство в отливании антиков, что они здесь с успехом делали. По сей работе Вы изволите увидеть, могут ли оные что способны к литию большой статуи. Лучше оных в Риме, конечно, нет... Помянутые литейщики обещают делать печи, приводы и все принадлежащие до сего художества работы. Желаю и надеюсь, чтоб они своею способностию содействовали Вашему намерению и моему желанию. Как оное на сих днях скоро с ними окончено будет, то надеюсь с первою почтою обстоятельней обо всем донесть».

Гаэтано Мерки и Карло Ришер

18 мая 1770 года Шуваловым были заключены контракты с двумя «чеканщиками», как они значатся в документах, – Гаэтано Мерки и Карло Ришером. Они обязались «быть три года в службе ея императорского величества» и «делать всякую резьбу в золоте и серебре и в бронзе и все что... приказано будет от... командиров со всем прилежанием и радением».

Оба приехали в декабре 1770 года в Петербург. Судя по письму Шувалова, они привезли с собой копию с античной статуи, как образец своего мастерства. Что это была за статуя и каких достоинств, нам неизвестно, однако бросается в глаза то обстоятельство, что ни в одном из контрактов с ними прямым образом не упоминается литейное дело. Оба выступают как чеканщики, обязуются исполнять «резную работу», но их участие в отливке монумента ни словом не оговорено. Судя по всему, литейным делом они занимались попутно и слыли главным образом специалистами в чеканном и резном искусстве. Оба пробыли в Петербурге очень недолго « Фальконе их использовать отказался. Зачем-то их передали архитектору Валлен-Деламоту, который «объявил, что оные ему ненадобны», и в январе 1771 года незадачливые чеканщики отбыли домой, в Италию.
Мы рассказали эту историю лишь для того, чтобы показать, как сложны были поиски профессионалов-литейщиков и как надолго они затянулись Только спустя три года, в марте 1772 года, после многочисленных вариантов был, наконец, по рекомендации русского посла в Вене Д. М. Голицына, заключен контракт со «знающим литейщиком» Бенуа Эрсманом.

Бенуа Эрсман

Эрсман был действительно большим мастером своего дела и сравнительно надолго задержался у Фальконе. Он работал в Париже с Пигаллем, отлил две скульптурные группы для подножия памятника Людовику XV, каждая из которых была около десяти футов высотой. Он имел надежные рекомендации и с тремя помощниками прибыл в Петербург.

Фальконе, ставший достаточно подозрительным, успевший разочароваться в тех, кого ему присылали, начал с экзамена. Эрсману поручили отлить статую «Мальчика, вынимающего занозу». Литейщик экзамен выдержал, и это успокаивало, внушало надежду на благополучный исход больших литейных работ.
Печь, которая была построена до приезда Эрсмана, теперь была перестроена. Она стала сводчатой, с четырьмя отверстиями. В одном находилась топка, в два других загружали металл, из четвертого выпускали плавку. Печь построили в соответствии с точными расчетами будущего литья. Высота ее «в своде» была 3 фута, ширина 12 футов.

Прежде всего большое внимание было обращено на железный каркас, который должен был придать отливке необходимую устойчивость. Для этого приглашен был уже знакомый нам механик Фюгнер. Он сделал каркас для задних ног и хвоста коня. Спаянный вместе, каркас создал устойчивую основу для бронзового всадника. О том, каким крепким и надежным был этот каркас, можно судить хотя бы по тому, что на него пошло более 250 пудов железа. Был исполнен временный каркас и для фигуры Петра и верхней части коня, который впоследствии удалили.
Отливку готовились производить, как принято было, путем вытеснения расплавленным металлом восковой формы. Долго и основательно расчищали восковую форму, которую заключили в огромную опоку. Затем подвели трубы —одни для расплавленного металла, другие для выхода воздуха. Все это сооружение, по образному выражению Бакмейстера, походило на «точный вид ветвистого дерева». Примечательно, что тот же Бакмейстер, обстоятельно рассказывая о процессе формовки и литья, сообщает о том, что «девица Колло упражнялась особливо в поправлении сделанной ею модели головы всадника. На сию работу употреблено было несколько недель». Это еще одно свидетельство об авторе портрета Петра.

В это время подготовкой литейных работ вместе с Фальконе занимался Эрсман. Оба они сначала «по виду» пребывали «в мирном союзе», однако разногласия между ними становились все более явственными. Самым серьезным предметом спора стала толщина будущей отливки — Фальконе, следуя своему расчету, требовал разнообразной толщины, а Эрсман настаивал на равномерной, более массивной отливке. Начались взаимные упреки, споры. Эрсман стал уговаривать своих помощников не слушать советов скульптора. Фальконе в доказательство своей правоты приводил пример отливки статуи Марка Аврелия и другие доводы, которые Эрсманом отвергались. Конфликт нарастал, и 30 июня 1774 года Эрсман со своими подмастерьями был уволен.

После отъезда Эрсмана один лишь его помощник Поммель оставался некоторое время при Фальконе в литейной. Несмотря на то, что он должен был всячески помогать в литейных работах, Поммель, очевидно, не мог простить скульптору споры и разрыв с Эрсманом. Он если прямо и не саботировал, то относился с прохладцей к указаниям Фальконе, и есть все основания полагать, что именно он оказался повинен в неудаче первой отливки. Однажды Фальконе застал его спящим у горящей перекаленной печи, что нарушало технологию плавки. Из упрямства Поммель перечил скульптору на каждом шагу, настаивал на своем, мешал. И здесь назревал разрыв. Обидчивый и строптивый Поммель опубликовал записку, направленную против Фальконе.
В дневнике Корберона содержатся сведения, касающиеся этой ссоры. Корберон по просьбе французского посла выступал даже в роли примирителя, однако безуспешно. «Сам Фальконе,— писал он,— слишком недоволен Поммелем, чтобы делать ему снисхождение, если бы даже и мог. Я думаю, что Поммель действительно виноват, но и Фальконе нельзя слишком верить, потому что он очень себялюбив и прямолинеен».

А. Каганович

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх