Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Ансамбль Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей

17.06.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Одновременно с формированием ансамбля главной площади города — Дворцовой — застраивались две другие центральные площади: Адмиралтейская — на месте существующего сейчас сада — и Сенатская площадь.

В торце Адмиралтейской площади в 1804—1807 годах Кваренги поставил здание манежа Конногвардейского полка. Оно тянется вдоль Конногвардейского бульвара, соединявшего ранее Адмиралтейство с лесными складами — «Новой Голландией» — и обращено к Адмиралтейской площади строгим и величественным восьмиколонным дорическим портиком, эффектно завершившим перспективу площади. Ныне здесь расположен Главный выставочный зал города, открывшийся к 60-летию Великого Октября.

Реконструкция Адмиралтейства преобразила застройку северного фронта площади. На противоположной стороне архитектор О. Монферран построил в 1817—1820 годах дом для Лобанова-Ростовского, занявший целый квартал.

В 1818 году начинается строительство по проекту Монферрана грандиозного Исаакиевского собора, и к тому времени, когда Росси в 1828 году приступил к реконструкции Сенатской площади, уже началась установка мощных гранитных колонн его портиков.

Хорошо знакомый с проектом собора и неоднократно выступавший экспертом по вопросам его строительства, Росси, создавая ансамбль площади, безусловно, учитывал влияние такой мощной высотной доминанты города.

Уже в начале XVIII века восточной границей площади служило здание Адмиралтейства. На западной ее стороне у Невы находился первоначально дом А. Меншикова — сподвижника Петра I. В 1763 году дом покупает казна для размещения Сената — высшего правительственного учреждения, находившегося ранее в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове, и перестраивает в формах строгого классицизма. Площадь полу чает название Сенатской и приобретает административное значение.

Еще более существенной для облика столицы площадь становится в 1782 году после открытия здесь памятника Петру I — основателю города на Неве. Тогда площадь переименовывают в Петровскую (но название Сенатской продолжает бытовать в городе.) Величественный и динамичный, превосходный по силуэту монумент, воспетый Пушкиным и названный им «Медным всадником», сыграл огромную роль в формировании ансамбля площади. Реконструкция площади шла с начала XIX века, когда стали перестраивать Адмиралтейство и возводить Манеж. Однако здание Сената в 1820-х годах выглядело далеко не парадно и нуждалось в ремонте. Не отличался красотой и находившийся по другую сторону Галерной улицы трехэтажный жилой дом купчихи Кусовниковой. Обе постройки не гармонировали ни с портиком Манежа Кваренги, ни тем более с величественным Адмиралтейством и обширной площадью, образовавшейся после уничтожения его рвов и земляных валов.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Фото Санкт-Петербурга

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх