Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Идея нового классицизма

23.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Так вдали от Италии родилась и постепенно развивалась идея нового классицизма, не палладианского, а римского и эллинского. Но пока шли книжные споры, эволюция архитектурных форм не поспевала за ними, подвигаясь вперед крайне медленно и неуверенно. Сам Суффло, так тонко изучивший эллинские храмы Пестума, создал тот меньше всего эллинский храм св. Жеиевьевы, который был позже превращен во «Французский Пантеон». Сквозь все его «римские» формы все еще проглядывает предательское родство с Блонделем и Мансаром. Пока пришлось довольствоваться этой модернизированной римской классикой, и все были рады, что хоть от ренессанса и барокко наконец избавились. Ближе к эллинам суждено было подойти лишь следующему поколению, в эпоху Директории.
Еще менее «классичны» сами планы новых построек. Упрощение, о котором столь красноречиво писали и говорили представители новых течений, весьма мало коснулось разбивки планов, оставшихся почти такими же, как и в дни барокко. Они, пожалуй, еще сложнее и запутаннее тех и еще красивее с чисто графической стороны.

Ими можно любоваться как совершенными графическими произведениями, как чудесными орнаментальными коврами, в которых сладостный ритм линий, образующих в стремительном беге узоры, ласкает и убаюкивает глаз. Правда, здесь нет больше сложных кривых, нет даже настоящих овалов и все скомбинировано из прямых линий и частей окружности, но по-прежнему все так же причудливо, так же прихотливо и «незаурядно».
Появилась, впрочем, одна особенность, которой вскоре суждено было стать одной из самых характерных черт нового стиля,— страсть к колоннам. Уже Бернини, один из величайших мастеров барокко, был заражен этой «благородной страстью» и создал знаменитую «рощу колонн» перед собором св. Петра, но тогда это было скорее исключением, чем правилом, теперь же колонна становится таким же центром композиции, каким была у греков и римлян.

Увлечение колоннадами временами бывало похоже на какое-то опьянение, на прямую исступленность, и своего апогея достигло в конце XVIII века. Последняя четверть этого века была в архитектуре сплошным гимном колонне, без колонн никто не мог вообразить себе прекрасного здания. Чем великолепнее здание, тем больше должно было быть колонн, которые часто считались уже не десятками и не сотнями, а тысячами.
Один из самых ранних гимнов колонне прозвучал в проектах Пейра, изданных им в 1765 году и оказавших большое влияние на дальнейшую архитектуру, между прочим и на русскую. Особенно много изобретательности в планах двух неосуществленных проектов какого-то дворца и «академии для воспитания юношества». Знаменательно, что в этих планах иной раз больше художественной выдумки, чем в самих фасадах. Один фактор сыграл огромную роль в победе нового классицизма — это расцвет перспективной живописи, которая искала сюжетов главным образом среди живописных развалин. Особенной популярностью пользовались картины Паннини, учителя Сервандони, а позже — композиции Гюбер Робера.

Но наибольшее влияние на искусство второй половины XVIII века оказали рисунки и офорты Пиранези, известные в то время каждому архитектору. В Париже с 1750 года можно считать барокко уже не существующим в его прежнем виде, и теперь типичными для новой эпохи зодчими становятся Габриель (1699—1782), де Вальи (1729— 1798), Пейр, Контан д Иври (1698—1777) и Суффло (1709—1780). Тот же перелом совершился и в других странах Европы, но не везде одновременно, запоздав в иных местах на четверть века и больше. К таким запоздалым странам должна быть отнесена и Россия, где Растрелли еще в 1760-х годах отделывал в Зимнем дворце свои раззолоченные залы, смеявшиеся над всеми теориями классиков.

И. Грабарь

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх