Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

История создания ансамбля Александро-Невской лавры

10.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Чтобы полнее ощутить значительное» вклада Ивана Старова в формирование композиции ансамбля, следует вспомнить главные страницы его истории, восходящей к самому начальному периоду существования города на Неве.

Александро-Невская лавра (до 1797 года она монастырем) основана в 1710 году Петром I в память победы, одержанной в 1240 году князем Александром Ярославичем над шведами при впадении Ижоры в Неву*. В честь этой битвы Александр и получил имя Невского.

В 1241 году он отвоевывает у шведов русскую крепость Копорье, в 1242-м — Псков, движется в Ливонию, и 5 апреля 1242 года происходит знаменитое Ледовое побоище»--сокрушительный разгром тевтонских рыцарей на льду Чудского oзера.

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Много было еще совершено Александром Невским ратных подвигов и одержано дипломатических побед в тяжелые для Руси годы татарского ига. Память о нем в народе окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила его к лику святых.

(*Место для монастыря выбрано было при впадении в Неву Черной речки ( теперь река Монастырка),так как в то время считали, что именно здесь было нанесено поражение шведам в 1240 году.)

Петр I чтил память великого полководца и государственного мужа, считал его одним из своих предшественников и всячески укреплял память о нем. В 1724 году при участии Петра I из Владимира в Петербург, в Александро-Невскую лавру, с особым торжественным церемониалом перевезли останки великого героя Древней Руси.

Строительство каменных сооружений нового Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, как его тогда называли, начали летом 1717 года. Оно велось по проекту архитектора Доменико Трезини, по праву считающегося первым зодчим Петербурга. Его Петропавловский собор, Двенадцать коллегий и планировка Стрелки Васильевского острова, Летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры до сих пор во многом определяют характернейшие черты облика нашего города.

Созданный Трезини проект Александро-Невской лавры не сохранился. Но о замысле зодчего дает полное представление гравюра А. Зубова, исполненная на основе чертежей Трезини в 1717 году. Посреди восточной грани замкнутого четырехугольника возвышался собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной острым шпилем. Линия монастырских построек, примыкающих к собору, шла своеобразными уступами, два трехэтажных павильона закрепляли ее юго-восточный и северо - восточный углы.

Черная речка и Нева служили естественными границами монастырского ансамбля. Двухэтажные здания, расположенные по сторонам собора, были обращены к Неве и регулярному партерному саду на ее берегу. Хозяйственный двор находился с противоположной стороны.

Весь монастырский ансамбль с садом и оградой напоминал своим парадным обликом, особенно с Невы, дворец. В этой «светскости» и проявилось новаторство Трезини — отход от приемов строительства древних монастырей.

Возведение многочисленных сооружений монастыря велось с перерывами на протяжении почти всего XVIII века.

С 1717 по 1720 год — в «трезиниевский» период — в северо-восточном углу территории возводится Благовещенская церковь, а к югу от нее— три корпуса, расположенных уступами. Фасады этой церкви поэтажно обработаны пилястрами ионического ордера с капителями сочного рисунка; кровля с изломом и восьмигранный купол на высоком барабане венчают здание. Благовещенская церковь послужила образцом для более поздних сооружений лавры. В 1722 году во втором этаже Благовещенской церкви разместили еще одну — Александро-Невскую. В 1747—1752 годах для хранения «святых мощей» Александра Невского изготовили из серебра, впервые добытого на колыванских змеиногорских рудниках, сложной композиции раку — вместилище для останков святого или героя. Это — шедевр искусства мирового значения, с посвятительными надписями, сочиненными Ломоносовым. Рака была поставлена в Александро-Невской церкви. Ныне экспонируется в Государственном Эрмитаже.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх