Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербург за 1 день

Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 11: Казанский собор

02.10.2009 раздел: Экскурсии по Петербургу 0 комментариев
Казанский собор

Казанский собор

Через дом от Строгановского дворца привлекает внимание здание торгового дома Мертенса
(Невский пр., 21), где до революции располагался магазин и мастерские меховых изделий. Его огромные остекленные трехэтажные арки служили для освещения торговых залов.
 


Чуть дальше по той же стороне Невского расположен бывший дом причта Казанского собора, ныне реконструированный под бизнес-центр «Атриум» (Невский пр., 25). Внутри — крытый дворике-кафе с фонтаном, офисы и магазины, финский торговый центр «Стокманн».
А сразу за ним открывается вид на одно из самых ярких и величественных храмовых сооружений города – Казанский собор. Это самое известное творение Андрея Воронихина – бывшего крепостного Строгановых, ставшего выдающимся зодчим.

Из истории Казанского собора


В
XVIII в. на углу Невского проспекта и Екатерининского канала стояла каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. После того как в конце века её снесли вместе с соседними домами, образовалась обширная Казанская площадь, украсившая Невский проспект. В её центре в 1801 г. состоялась торжественная закладка нового собора в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, явившейся в Казани в XVI в. С этой иконой народное ополчение Дмитрия Пожарского освобождало страну от поляков, а с 1613 г. после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых она стала семейной реликвией царского дома. Её особо чтили в этой семье, перед ней государи
молились до и после коронования, у нее испрашивали благословения, отправляясь в путешествие или на войну или перед важными семейными событиями.


Строительство Казанского собора

При строительстве собора архитектор Воронихин столкнулся с довольно сложной задачей: по православным традициям его алтарь должен быть обращен на восток, а главный фасад — на запад, то есть не на Невский проспект, а на нынешнюю Казанскую улицу. Таким образом, получалось, что на главный городской проспект выходил боковой фасад здания. Чтобы скрыть это, была задумана грандиозная полукруглая колоннада. Вторая такая же планировалась с другой стороны здания, но так никогда и не была возведена.

Казанский собор строился десять лет и был завершен практически перед самой войной с Наполеоном. Ключи от него Александру I преподнес лично председатель комиссии по строению граф Строганов, отдавший все силы для воплощения в жизнь этого грандиозного проекта и скончавшийся всего через две недели после его освящения. Современники восторженно отзывались о новом соборе. Столичная газета назвала его «великолепнейшим храмом, при сооружении оего кажется, все искусства спорили между собой в совершенстве».
Особую гордость творение Воронихина взывало тем, что «вышло из рук росских художников без всякого содействия иностранцев, равно как и все материалы, на сооружение сего храма употребленные, заимствованы из недр нашего отечества».

Тем не менее, хоть и построенное без содействия иностранцев, величественное здание собора внешне несколько напоминает знаменитый собор Святого Петра в Риме. Источник вдохновения российского архитектора здесь явно заметен, хотя о слепом копировании не может идти и речи. Собор украшает дугообразная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда колонн. Венчает его стройный и легкий купол на высоком барабане. Общая высота здания почти 72 м. Во внешнем оформлении храма, облицованного пудостским камнем, большую роль играет скульптура (рельефные панно на библейские темы, лепные фризы, статуи в нишах). Огромные северные двери являются бронзовой копией знаменитых дверей «Врата рая» флорентийского Баптистерия, созданных итальянским скульптором Гиберти в XV в.

Интерьеры и убранство Казанского собора

Внутри Казанский собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных колонн на три коридора — нефа. Над его внутренним оформлением «наилучшим образом к чести Академии и самих художников» работали известные профессора и воспитанники Академии художеств (Шебуев, Боровиковский, Кипренский, Иванов, Угрюмов и др.). Пол облицован различными сортами мрамора,

тонкой работой по мрамору отличается и монументальное царское место. Самым драгоценным украшением храма был великолепный иконостас, созданный из 100 пудов серебра, награбленного в России наполеоновскими войсками, но затем отбитого русскими казаками и переданного собору. Кутузов писал тогдашнему митрополиту Амвросию: «Храбрые донские казаки возвращают Богу похищенное из его храмов сокровище. На меня возложили они обязанность
доставить Вашему Высокопреосвященству сие серебро, бывшее некогда украшением святых ликов, потом доставшееся в добычу нечестивых хищников и, наконец, храбрыми донцами из когтей их исторгнутое.»

Икона Казанский Божией Матери

К сожалению, серебряный иконостас был утрачен после революции, и сейчас мы видим уже новый иконостас созданный в наши дни. Слева от Царских врат на своем историческом месте находится главная святыня собора — особо почитаемый Казанский образ Божией Матери. К нему обычно стоит длинная очередь прихожан. После того как в 1813 г. в Казанском соборе был похоронен главнокомандующий русскими войсками фельдмаршал Кутузов, этот храм стал символом воинской славы 1812 г. В нем хранились трофеи русской армии ключи и штандарты от освобожденных европейских городов и взятых крепостей, знамена неприятельских войск, маршальские жезлы.

При советской власти собор закрыли и разместили в нем учреждение coвсем противоположного толка — Музей истории религии и атеизма. Сейчас этот музей переехал на Почтамтскую улицу, так как после перестройки Казанский собор был полностью возвращен Русской православной церкви и в настоящее время является кафедральным собором. В нем часто проходят церковные службы с участием высших церковных иерархов. 


Памятники Кутузову и Барклаю де Толли

Мемориальный характер Казанского собора был ещё более усилен в год празднования 25-й годовщины победы в Отечественной войне 1812 г. установкой на площади перед ним памятников полководцам Кутузову и Барклаю де Толли.


Банковский мост

Если немного отклониться от основного маршрута и пройти чуть-чуть вдоль канала Грибоедова за Казанский собор, то можно увидеть очень интересный и красивый Банковский мост. Этот узкий пешеходный мостик украшен фигурами крылатых грифонов с позолоченными крыльями, по древнему поверью считавшихся надежными хранителями кладов и золота. У них тоже можно загадать желание.
Мост ведет к зданию бывшего Ассигнационного банка (наб. кан. Грибоедова, 30–32), ныне в нем Университет экономики и финансов.


Дума и Думская улица

Вернемся на Невский проспект и продолжим наш путь по нечетной стороне проспекта (её ещё иногда называют теневой, в отличие от другой, где в погожие дни всегда солнечно). Обратите внимание на дом 31 с проходной галереей вдоль первого этажа, построенный в екатерининское время для так называемых «серебряных рядов», где торговали (и до сих пор торгуют) ювелирными изделиями и драгоценными камнями.
Рядом — высокая угловая пятиугольная башня Городской думы,

возведенная в начале XIX в. по образцу европейских многоярусных ратушных башен. На ней вывешив лись специальные шары и флаги извещавшие горожан о пожарах и наводнениях, по ночам — фонари, служила она и для оптического телеграфа между Зимним дворцом и Царским Селом. На башне были установлены колокола и часы-куранты.

Об этой башне поется в романсе, написанном поэтом Пушкинской эпохи Федором Глинкой:

Не слышно шума городского,
За Невской башней тишина.
И на штыке у часового
Горит полночная луна…


Само же здание Городской думы (Невский пр., 33) обращено своим главным фасадом на Думскую улицу. В XIX в. в нем заседала Городская дума (тогдашний орган городского самоуправления), а также проводились собрания и концерты.

На Думской улице находится подземный вход на станцию метро «Невский проспект» и восстановленный классический портик Руска
(названный так по имени построившего его архитектора). С Думской улицы отходит большинство городских экскурсионных автобусов, билеты продаются тут же в нескольких киосках. По вечерам здесь много молодежи, так как на этой улице
расположено несколько недорогих, но популярных ночных клубов.


Большой Гостиный Двор

Далее на нашем пути огромное украшенное непрерывными двухъярусными аркадами здание Большого Гостиного Двора
занимающее целый квартал между Думской и Садовой улицами. В XVIII в. здесь находились деревянные торговые ряды, состоявшие из множества примыкавших друг к другу лавочек. У каждой был свой вход и свой зазывала, который на московский манер хватал прохожих за полу и не отставал, пока они не заходили внутрь посмотреть товар. Ценников тогда не существовало, цена зависела от умения торговаться. Но с открытием голландских лавок, торговавших заморскими товарами, Гостиный Двор изменился. Иноземные торговцы привезли с собой вежливое обращение и европейскую манеру торговли, которую постепенно переняли и русские купцы.

Это стало одной из особенностей Большого Гостиного Двора. Сюда не ленились приезжать с другого конца города, чтобы только «обслужили по-европейски».
Главному столичному магазину со временем понадобилось новое каменное помещение. Проекты для него разрабатывали такие известные в то время архитекторы, как Антонио Ринальди и Франческо Бартоломео Раcтрелли. Но им не суждено было воплотиться — мешало то купеческое лобби, то Семилетняя война. Наконец в 1761 г. был издан указ: «Гостиный двор строить о двух этажах и таким манером как на сочиненном архитектором Деламотом плане назначено» .

Строительство велось почти четверть века. В 1785 г. леса были убраны, и перед петербуржцами предстало огромное красивое двухэтажное здание в стиле классицизма. Тогдашняя пресса писала про него, что «обширностью в Европе нет подобного».
Не было ему подобного и по разнообразию товаров. Тут можно было найти и китайские диковинки, и платья по последней парижской моде, и новинки техники. Покупатели ехали сюда со всей России. Любили бывать в Гостином Дворе и писатели – Крылов, Пушкин, Гоголь.


При советской власти Гостиный двор продолжал оставаться крупнейшим городским магазином. В блокадные годы он сильно пострадал от бомбардировок. После войны его реконструировали — вместо отдельных 178 магазинов, разделенных стенами, сделали привычные нам сегодня анфилады больших торговых залов.
С постройкой Гостиного Двора прилегающая к нему часть Невского проспекта превратилась в один из общественных центров города и до сих пор является очень оживленным местом. Тут и два входа в метро, и место, где пропагандируют свои взгляды и раздают газеты и листовки коммунисты, анархисты, «зеленые» и представители других политических течений.

См. также:
Начало пешеходной экскурсии «Петербург за 1 день»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх