Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Начальная стадия работ по добыче Гром-камня

18.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Уже 14 сентября 1768 года к камню была направлена специальная команда, которая начала работы по его очистке от земли и черновой теске. Попутно с возведением казарм для «работных людей» приступили к выемке земли около камня, с каждой стороны по 12 сажен и 2 сажени в глубину. Это был котлован, который позволил оголить камень, сделать его доступным, обозримым со всех сторон. Особенно тщательно обрубили одну из сторон камня, «которой надлежало быть внизу». Для этого поздней осенью и зимой сняли до б кубических саженей камня.

Не забыли и об отколотой части камня, которую разделили на две неравные части для того, чтобы присоединить спереди и сзади к пьедесталу. Это важно отметить, так как впоследствии возникает немало разноречивых толков о происхождении этих добавок. Одни будут писать о том, что приставки появились после того, как Фальконе нарочно изменил размер пьедестала, другие сошлются на молнию, в результате которой передняя часть камня оказалась расколотой, и многое другое. На самом деле, как мы видим, уже с самого начала стало ясно, что размеры дикой скалы таковы, что потребуется ее удлинить при помощи приставок. Все эти первоначальные работы завершились к февралю 1769 года.

Начальная стадия работ не требовала особой тонкости. Земляной покров был снят относительно быстро, а грубая обрубка хоть и велась по чертежу, однако и она была делом вполне знакомым опытным рабочим-каменотесам. Помехами на этой стадии были непогода, особенности сырого климата и болотистая почва. Камень найден был в лесу, и его вырубка и корчевание пней также отняли часть времени. Короче говоря, за четыре месяца камень был полностью выявлен и предстал перед строителями во всей своей красоте.
Эта стадия работ зафиксирована на одной из гравюр, исполненной по рисунку Фельтена. В котловане изображены рабочие, занятые самыми разнообразными делами. Одни из них отвозят отбитый щебень, другие окапывают края котлована. На лесах, сооруженных вокруг камня, показаны каменотесы. Точность рисунка позволяет представить характер конструкции этих лесов, а также деревянных настилов-сходней, ведущих из котлована наверх, туда, где показаны остатки леса и избы, в которых размещались рабочие. На первом плане Фельтен изобразил отбитые блоки камня, на одном из которых сидит крестьянка, принесшая обед, а слева — двух по-городскому одетых мужчин, обсуждающих что-то, очевидно, относящееся к самому камню. Вполне вероятно, что эти двое — какие-то конкретные персонажи, имевшие отношение к истории монумента.

На этой гравюре камень еще не обработан до того состояния, в каком его будут впоследствии перевозить, его формы округлы, еще отсутствует большая выемка, в которой во время перевозки расположится кузница, еще не отесаны его бока. Гравюра обладает бесспорным достоинством документальности, она не лишена жанровости, и это делает ее важным источником сведений для истории создания монумента.

А. Каганович

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх