Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга Особняк М. В. Зива 09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Рижский пр., 29
1905-1907 гг., Б.И. Гиршович Среди особняков Петербурга, которые расположены в городской застройке, только дому торговца тряпьем купца Маркуса Зива присущи черты «северного» модерна. Строительство здания велось по проекту Бориса Гиршовича – авторитетного, видного архитектора, не принадлежавшего к лидерам нового стиля. Зив обратился к Гиршовичу, вероятно, по давнему их знакомству со времен участия в возведении Хоральной синагоги в Петербурге. Многие черты в облике купеческого особняка навеяны доходным домом Лидвалей, что на Каменноостровском проспекте, 1-3, особенно южным корпусом, который был выстроен Лидвалем в 1903-1904 годах. Это и общая фактурно-тональной гамма, и горизонтальные полосы, подчеркивающие уровень первого этажа, и комбинация призматических объемов в угловой части здания. Эти приемы в петербургскую архитектуру ввел Лидваль. Гиршович, следуя образцу, сымитировал в нижней части стен рваный горшечный камень в искусственном материале. Штукатурные работы выполнялись подрядчиком A.M. Зайцевым. Г-образный план особняка дополнен несколькими дополнительными выступами. Выстроенные из красного кирпича службы расположены в глубине двора. В 1907 году участок был обнесен железной оградой. Ее ажурный изысканный узор состоит из классицистических мотивов гирлянд и венков, пальметок и волют. В узор включены также пересеченные вертикальными прутьями круги. Эти популярные в модерне Петербурга детали есть, наряду с классицистическими элементами, и в оформлении парадной лестницы. Лестница, выполненная из мрамора, словно парит в незанятом пространстве. Крупный витраж, исполненный фирмой «М. Франк и Ко», довершает впечатление широты и легкости. На фоне основного поля витража, выполненного из рифленого бесцветного стекла, читается геометрический изящный рисунок оправы из свинца. Строгая графика кривых и прямых линий сочетается с живописными эффектами разнофактурного и полихромного набора. Листья и цветки вьюнка стилизованы, обобщенные их формы подчинены структуре витража. Верхняя часть витража с растительным узором подобна ламбрекену. Во внутренней планировке особняка соединяются коридорная и анфиладная системы. Главный зал находится в левой части здания со стороны улицы, на втором этаже. Стиль неорококо является ведущим в устройстве зала, в композицию включены камин, настенные зеркала, две каннелированные колонны. Это еще раз подчеркивает то, что функция репрезентативная связывалась по-прежнему с историческими стилями. Зал, выполненный из дуба, снаружи отмечен эркером на западном фасаде, а камин и шкафы, сгруппированные воедино, являют собой симбиоз мотивов модерна и неорококо. Виктория Владимирова
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|