Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Первые десять лет творчества В. А. Щуко

04.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Так прошли первые десять лет творчества В. А. Щуко. В те годы он сформировался как мастер, выработал высокую требовательность к себе, тщательность в воссоздании задуманного вплоть до мельчайших деталей, умение довести замысел до его воплощения. Он нашел свой почерк, заметный на фоне живого разнообразия творческих индивидуальностей его коллег. Каждая из его построек становилась событием в архитектурной жизни. Можно было подводить первые итоги своего пути, а вместе с тем пути, пройденного за это время неоклассицизмом в целом.

Современники высоко оценили вклад в архитектуру, сделанный Щуко и его единомышленниками. «Многим мы обязаны в обновлении лица столицы таким даровитым мастерам, как Щуко, Фомин, Лидваль, Лялевич, Перетяткович,— писал А. Н. Бенуа.— Но больше, чем каждому из них в отдельности, мы должны быть благодарны тому общему им всем увлечению классикой, которое снова привело к пользованию испытанных и верных архитектурных средств и приемов — к внушительным пропорциям, к полчищам колонн, к спокойной, подчиненной главным линиям скульптуре, к громадным пролетам, к циклопическим, дающим впечатление несокрушимости, рустам...»

Однако неоклассицизм, как и другие ретроспективные направления, не оправдал всех возлагавшихся на него надежд, да и не мог оправдать. В самой природе нового направления, в его методологии было заложено противоречие.

Любая формальная система архитектуры, любой стиль есть порождение и отражение определенной исторической эпохи — ее мировоззрения, общественного устройства, потребностей и вкусов. Чем глубже постигали неоклассики суть первоисточников, чем точнее воспроизводили их, тем далее уходили от насущных проблем современности. Стремясь к образной монументальности, которой жаждет любое общество, неоклассицизм не мог удовлетворить всем потребностям своего сложного времени.

Он был отрицательно воспринят и теми современниками, которым были чужды идеалы пассеизма. Высоко оценивая художественное совершенство итальянских павильонов Щуко, нельзя не вспомнить резкую по тону оценку их, данную демократом И. Е. Репиным, которому была чужда поэзия архитектурной старины: «Самый рабовладельческий вкус времен Очакова и покоренья Крыма. Так и чувствуешь крепостных строителей, работающих из-под плетей помещиков, толстопузых, как эти безвкусные колонны!.. Все это рабское каждение тьме».

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Фото Санкт-Петербурга

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх