Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

А. А. Бахтиаров «Брюхо Петербурга»

Поденщики на Калашниковской пристани - Часть 2

13.10.2013 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 6 часов вечера работа оканчивается, и рабочие расходятся по квартирам; на следующий день принимаются за работу рано утром, часа в 4. И так продолжается целое лето.

— Много зарабатываешь?

www.ilovepetersburg.ru

— Ничего, слава Богу, меньше рубля на день не приходится! Да наша работа все выгодней, чем вон та!

При этом рабочий указал на берег реки, где стоял лихтер, нагруженный кипами хлопчатой бумаги. На палубе судна поденщики при помощи ворота вытаскивали из люка бумажные тюки.

Каждый тюк весом от 10 до 15 пудов окован железными обручами; зацепив его крюком, рабочие навертывают веревку на ворот. Ухватившись за рычаги и понурив головы, поденщики целый день ходят вкруговую. Иногда, впрочем, если позволяет тяжесть, для разнообразия они принимаются бегать, но недолго: скоро устают.

На берегу, почти у самой Невы, возвышается громадное пятиэтажное здание хлопчатобумажной фабрики. Подобно урагану далеко вокруг разносится шум и гул тысячи колес. Ворота фабрики отворены настежь, и ломовик то и дело привозит от судна кипы хлопчатой бумаги. У ворот сидит сторож с бляхой на груди. Поодаль стоит коляска фабриканта, запряженная ретивыми рысаками.

— Почем поденщики-то вертят?

— По шести гривен!

— Каторжная работа! Точно вол, ходи по одному месту! Даже голова закружится!

— А каково целое-то лето вертеть!

Кроме поденной работы рабочие нанимаются и на все лето, например, для выгрузки дров, кирпича и т. п. Владелец какого-нибудь судна подряжается доставлять из Усть-Ижоры в Петербург кирпич. С каждой тысячи за доставку на место взимается по 2 рубля. Судовщик-хозяин нанимает на судно рабочих — таскать кирпичи. Под эту тяжелую работу нанимаются преимущественно витебские крестьяне.

Обыкновенно судно успевает за время навигации сделать 8—10 концов: на кирпичном заводе в Усть-Ижоре нагружается, а в Петербурге выгружается. В каждое судно нагружается от 50 000 до 100 000 кирпичей. Рабочие получают за 6 месяцев от 100 до 120 рублей, на хозяйском кушанье. Выгрузка кирпичей производится при помощи тачек. В тачку накладывается от 40 до 50 кирпичей.

А. А. Бахтиаров «Брюхо Петербурга»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх