Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Росписи и живопись Троицкого собора Александро-Невской лавры

12.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Важное значение в комплексе декоративного убранства интерьера собора имели монументальные росписи и станковая живопись.

Орнаментальная и тематическая живопись расположена на куполе и парусах его барабана, на сводах среднего нефа и в распалубках. Купол расписан в виде кессонов, a на четырех парусах, в овалах, помещены изображения евангелистов.

Санкт-Петербург

Первоначальную роспись Троицкого собора исполнял Ф. Данилов. Но она не сохранилась из-за того, что здание собора долгoe время не отапливалось («Отопка» началась в 1844 году, когда амосовские пневматические печи были «приведены к окончанию». В 1863 году печи заменили коробовыми, которые, как видно из документов, «требовали меньше топлива без всякой уменьшения теплоты в соборе»).

Весною, при повышении температуры наружного воздуха, стены отпотевали, и вода, которая образовывалась в большом количестве, разрушала и лепку и слои красок. Именно поэтому в 1806 году были проведены первые крупные восстановительные работы в интерьере собора. Они проводились по новому проекту Дж. Кваренги живописным мастером Антонио Джакомо. Эта живопись отвечала характеру собора и могла поспорить с первоначальной. Позднее, в 1809—1844 годы, в соборе часто велись «поновления» в связи с тем же неблагоприятным режимом.

Во второй раз характер росписи изменился в 1862 году. По проекту академика Ф. Г. Солнцева академик П. С. Титов, который в выполнении «отделки внутренних частей столичных храмов доказал свою известность, опытность, благонадежность и добросовестность», расписал собор. Но все написанное им было чуждо стилю здания.

Таким образом, первоначальный сохранившийся лишь небольшими фрагментами живописный декор собора был скрыт под слоями многократных реставраций.

Восстановление росписи в 1957—1960 годах вели по расчищенному второму слою 1806 года.

Картины для иконостаса и всего собора выполняли ведущие мастера, современники Старова — профессора Академии художеств И. А. Акимов, П. С. Дрождин, Г. И. Угрюмов, А. И. Бельский, Н. И. Уткин, Я. Меттенлейтер, а в середине XIX века Т. А. Нефф. Живопись на стенах северного притвора относится к началу XX века. Наибольшее число работ для собора выполнили И. Акимов и Я. Меттенлейтер. Видный мастер XVIII века, ученик А. П. Лосенко, инспектор шпалерной мануфактуры, профессор Академии художеств Иван Акимов исполнил на медных шлифованных досках образа для иконостаса — Спасителя и Божьей матери, а на липовых досках иконы архангелов Михаила и Гавриила на северные и южные двери.

Им же написан образ бога Саваофа, находящийся под иконостасом.

Я. Меттенлейтером написаны шесть круглых образов на медных досках для царских врат, изображения евангелистов на парусах, два образа над боковыми входными дверями внутри церкви — на правой стороне образ жен-мироносиц, на левой — образ св. Александра Невского с воинством.

К моменту окончания строительства в собор из эрмитажного собрания передали картины религиозного содержания, приписываемые кисти Ван Дейка, Рубенса, Якопо Бассано и др. Возможно, что эти полотна действительно вышли из мастерских названных живописцев.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх