Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Русская архитектура знала блестящие примеры создания парадных залов

26.06.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Вспомним Растрелли. Его Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе часто называли «светлой галереей». И действительно, зал с двух сторон освещен множеством окон, а форма его удлинена. Этот огромный зал, площадью около тысячи квадратных метров, со сложными группировками ордерных форм — колонн и пилястр, введенных для обогащения плоскости стены, раскреповками и разорванными фронтонами, с великолепным и пышным плафоном, сверкает и искрится от обилия золоченой резьбы и зеркал. Но композиционный строй его прост. Зал прямоуголен и включен в анфиладу парадных помещений, расположенных по его продольной оси. Для архитектуры русского барокко, и в частности для творчества Растрелли, характерны простые и четкие внутрипространственные решения.

Поэтому в России, в отличие от Запада, переход от стиля барокко к классицизму происходил не в преодолении сложных и изломанных композиционных решений к простым, а более всего в изменении архитектурно-орнаментальной системы. В произведениях мастеров раннего классицизма вводится ордер; орнаментальные композиции подчинены принципу симметрии; широкое применение находит скульптура, особенно барельефы (в отличие от интерьеров Растрелли, в которых почти нет скульптуры, не связанной с орнаментом).

Мастера раннего классицизма, прежде всего учитель Старова Деламот и замечательный мастер интерьера Ринальди, знаменитый Баженов и ведущий зодчий Москвы второй половины XVIII века Казаков, предпочитали более сложные внутрипространственные решения — овальные и круглые помещения с вогнутыми, срезанными углами и криволинейными стенами. Сохранились замечательные интерьеры Ринальди, которые он, как и Растрелли, строит по принципу анфиладности. Но здесь каждое помещение анфилады имеет свой неповторимый художественный облик. Парадные залы Ринальди относительно невелики, полны уюта и теплоты.

М. Ф. Казаков, наряду с Баженовым и Старовым сыгравший решающую роль в развитии русской классической архитектуры второй половины XVIII века, в композиционном строе своих интерьеров, и в частности парадных, пользуется главным образом колоннами и пилястрами. В 1784 году он создает одно из блистательных произведений русской архитектуры XVIII века — Колонный зал дворца Долгорукова (затем здание Благородного собрания, ныне Дом Союзов). Центральный зал Ленинградской филармонии в конечном счете также восходит к этому казаковскому интерьеру.

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Колонный зал Благородного собрания своей классически ясной композицией отличался от декоративно-красочных интерьеров середины XVIII века. Светлый, просторный, площадью равный Большому залу Екатерининского дворца — примерно тысяча квадратных метров,— он охвачен колоннадой с пересекаюшими ее хорами. Блестят гладко отполированные стволы колонн искусственного мрамора. Их стройные ряды, увенчанные коринфскими капителями, придают залу парадность и торжественность.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх