Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Культурная программа: куда сходить и что посмотреть в Петербурге

Шедевры Русского музея: картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

17.12.2018 раздел: Lifestyle Санкт-Петербург 0 комментариев

Это самая знаменитая картина живописца Карла Брюллова, с неё, как считается, и началась отечественная национальная школа живописи. В Помпеях раскопки начали тогда, когда художник пребывал в Италии на учёбе. Поэтому многие наброски им рисовались с натуры.

1_pompei.jpg

Баратынский позже писал, что «последний день Помпеи стал первым днём для русской кисти.»

Сюжет картины

Сюжет картины «последний день Помпеи» брался из античной истории – период извержения вулкана Везувий и крушения города Помпеи (II до н.э.). Всевластие слепого рока является излюбленной темой искусства романтизма. Гибель народа, его ужас и смятение перед наступающим разрушением города художник передал в сложной и интересной многофигурной композиции. Театральная эффектность жестов и поз, разнообразные выражения лиц, развевающиеся драпировки одежд показывают всю трагедию сцены. Но, хотя и надвигается смерть, герои картины даже в страдании не лишаются величия духа и красоты. В этом была заключена эстетика и философия романтизма. Живопись Карла Брюллова со свойственным мастеру торжественностью яркого колорита и упоению красоты формы передаёт патетическое наст роение разворачивающегося действа.

Создав это монументальное полотно, художник стал известным в Европе. В конце жизни он переехал в Италию, окончательно там обосновался, став почётным членом Академии художеств во Флоренции, Болонье, Милане и Академии Святого Луки в Риме.

Когда посетители осматривают Муромскую галерею, то часто застывают в изумлении возле одного невзрачного, с первого взгляда, экспоната. Вроде бы, чем может их привлекать обычный рисунок чёрно-белого цвета в простой рамке за стеклом. Но если всмотреться в поблекшие его чёрточки, то тяжело не вздохнуть от восхищения. На желтоватой бумаге изображён сюжет известной картины, знакомый нам с детских лет. Посетители видят эскиз Брюллова к прославленной его картине «Последний день Помпеи», считающейся яркой жемчужиной Муромской галереи!

Посмотреть и приобрести картины по номерам, как способ соприкоснуться с прекрасным, теперь стало возможным через специализированный интернет-магазин. Раскраски по номерам (картины по цифрам) - теперь не нужно обладать какими-то специальными умениями - просто выберите краски и заполните ими сектора.

Редко какой из музеев похвастается таким приобретением в своём собрании. Иногда этот эскиз удивляет даже гостей из Санкт-Петербурга и Москвы. Их завораживает не только его уникальность, но также притягательный магический сюжет.

Действительно, маленький пожелтевший листок знакомит зрителя со страшной катастрофой древних времён, да ещё и рассказывает о создании величайшего полотна русской живописи.

Гениальность Брюллова раскрывает нам картину ужасной древнемировой трагедии. За каких-то два дня – 24-25 августа 79 года до н.э., перестали существовать такие римские города, как Помпей, Стабия, Геркуланум и Октавианум. А разрушил их проснувшийся вулкан Везувий, рядом с подножьем которого находились эти поселения.

karl_Brullov.jpg

Люди давно достойно оценили высокую плодородность вулканических почв, начав их возделывать с незапамятных времён. Учёные располагают письменными источниками, подтверждающими, что ещё более 2 тысяч столетий назад на склонах Везувия и вокруг него собирали богатые урожаи.

В начале I века данный вулкан покрывал густой лес с диким виноградом. На вершине располагалось чашевидное заросшее углубление – следы древнейшего кратера, что сохранился после 300-летнего спокойствия Везувия. В кратере в 72 году скрывался Спартак и другие восставшие рабы. Его искали 3000 солдат, возглавляемых претором Клодиусом Пулькером. Но Спартаку удалось ускользнуть и вырваться на равнину, которая окружала вулкан с северного направления.

Пеплы и туфы, что плащом покрывали склоны Везувия и его окрестностей, делали земли, окружавшие его, необычайно плодородными. Лучше всего произрастали ячмень, кукуруза, пшеница, орехи, виноград. Не зря эту область знали по её отличным винам.

В начале же новой эры область рядом с Неаполитанским заливом ещё была также излюбленным местом жительства состоятельных римлян. В северной части находился город Геркуланум, южнее – Стабия и Помпеи – три своеобразных дачных неаполитанских предместий. Патриции сюда тянулись из-за мягкого и тёплого климата. Поэтому данная береговая часть залива возле Неаполя была усеяна богатыми виллами.

Первые признаки встревоженности вулкана заметили ещё в конце лета 79 года. Тогда это озадачило немногих, ведь такие сюрпризы он преподносил и раньше. Везувий последний раз «растревожил» основательно Помпеи в феврале 62-го года н.э. Сильное землетрясение прилично разрушило город, однако это не стало уроком для его жителей. Они не торопились покидать уже обжитые дома. И это не стало случайностью!

В последующие 15 лет горожане восстанавливали дома, пострадавшие от землетрясения и занимались строительством новых зданий. Нарушивший их покой Везувий они всёрьёз не воспринимали и не ждали от него новых неприятностей. Подземные толчки жителей города не сильно беспокоили. Они всегда заделывали в домах трещины, при этом, ещё обновляли интерьер и добавляли украшения. Паники не было абсолютно.

24 начиналось, как очередной обычный день. Утро было спокойное, солнечное. Народ занимался своими привычными ежедневными делами. Работали лавки, курились благовония в храмах, в театре планировались очередные гладиаторские бои.

Теперь, по прошествии двух тысячелетий, нам известны все подробности тех трагических дней. Благодарить надо очевидца трагедии Плиния Младшего, написавшего два замечательных письма.

24 августа, примерно в два часа дня, над вулканом стало быстро подниматься огромное белое облако с бурыми пятнами, которое росло, растекаясь на высоте в стороны. Рядом с Везувием слышался устрашающий грохот, и раздавались постоянные подземные толчки. Что ощущались также в Мизено (около 30 км от Помпеи), где была семья Плиния. Трясло так сильно, что кидало в разные стороны повозки, с домов сыпалась черепица, рушились также статуи и обелиски.

Неожиданно небо сделалось грозным, а облако всё больше и больше темнело. Обильный пеплопад затмил полностью солнце, образовав кромешную тьму. Люди ещё больше встревожились и оказались в замешательстве. В то же время на западных вулканических склонах шли приличные ливни, часто случающиеся при извержениях. Рыхлые пемзовые и пепловые толщи склонов ринулись вниз сильными грязевыми потоками, вероятно, горячими потоками – лохарами. Тремя потоками был накрыт город Геркуланум, находившийся на морском берегу, они мгновенно уничтожили всё живое. Этот город погиб первым из-за близкого расположения к подножию вулкана. Жители, пытавшиеся бежать, погибли под лавой.

У Помпей судьба сложилась по-другому. Потока грязи, от которого, наверное, можно было спастись только бегством, не было. Началось всё с пепла Везувия, который легко стряхивался. Но вскоре начали падать лапилли, затем пемзовые куски, весившие по несколько килограммов.

Вся опасность прояснялась лишь постепенно. Когда люди осознали по-настоящему опасность, было уже поздно. Город накрыли серные пары, заползавшие в каждую щель, проникавшие под одежду, становилось всё труднее дышать. Горожане старались выбраться на волю, чтобы сделать глоток свежего воздуха, но оказывались под градом лапилли, возвращались в ужасе обратно, и погибали в обломках обрушившегося потолка. На улицу, не накрыв подушкой голову, выйти было нельзя, потому что на голову ещё падали и тяжёлые камни. Некоторые забивались в галереи и под лестницы, но лишь на полчаса отлаживали свою неминуемую смерть. Туда позднее тоже поникали серные пары.

Когда перепуганные жители осознали всю опасность и серьёзность положения, улицы уже лежали под толстым пепельным слоем, а пепел и дальше падал с неба. Люди в страхе бежали, спотыкались и падали, и их тотчас засыпал пепел. Некоторые оставались в домах, но туда быстро проникали ядовитые пары, и множество людей гибло от удушья. Многих раздавили крыши, на которые обрушивался тяжёлый пепел.

Последним ударом вулкана была огненная стена лавы, что навсегда похоронила цветущие ранее поселения. Через 48 часов снова засияло солнце, но Геркуланум и Помпеи уже прекратили своё существование. Повсюду в городе лежала волнообразная лава и пепел. В радиусе 18 километров были только одни разрушения. Пепел даже занесло в Египет и Сирию.

Но, хотя трагедия стала и масштабной, из 20 тысяч жителей Помпеи погибли только две тысячи. Многие вовремя успели понять об угрозе начавшегося извержения, и постарались быстрее уйти в место, где было безопасно.

В середине XVIII века, когда прошло уже около семнадцати столетий, люди иной культуры и обычаев откопали то, что слишком долго пребывало под землёй.

До начала раскопок был известен лишь сам факт разрушения двух городов при извержении Везувия. Теперь данное трагическое происшествие потихоньку вырисовывалось яснее и яснее, а сообщения о нём писателей античности облекались в кровь и плоть. Всё зримее становился ужасающий размах данной катастрофы с её внезапностью: будничная жизнь прервалась так стремительно, что даже остался хлеб в печах и поросята в духовках. Например, что могли поведать останки пары скелетов с уцелевшими рабскими цепями на ногах? Что переживали закованные люди в момент гибели всего окружавшего их живого, или какие муки испытывала собака перед тем, как околела? Она была найдена, прикованная цепью под потолком одной комнаты.

Под ударами заступа представали картины гибели разных семей, ужасающие человеческие драмы. Некоторые матери были найдены держащими на руках детей, и пытавшихся их спасти, укрывая куском ткани. Некоторые люди успели схватить своё добро, и добежать с ним до ворот, но там попали под град лапилли и погибли, зажав в руках деньги и драгоценности.

Мозаичная надпись около двери одного из домов гласит: «Cave Canem» - «Остерегайся собаки». Здесь на пороге погибли 2 девушки, пытавшиеся собрать вещи и бежать. Возле Геркулесовых ворот тела лежали едва ли не вповалку; домашний скарб, какой они тащили, стал для них непосильной ношей. В одной комнате нашли скелеты собаки и женщины. После внимательного исследования разыгравшаяся трагедия была восстановлена. Удивляет то, что скелет животного целиком сохранился, останки женщины же валялись повсюду. Вероятно. Собака отсрочила день собственной гибели, накинувшись на хозяйку и порвав её на куски. Неподалёку, в ещё одном доме, проходили поминки. Их участники возлежали вокруг стола, став, тем самым, участниками своих похорон.

В ещё одном месте погибли семеро детей, игравшие в комнате, и ничего не подозревавшие. Нашли даже скелет геркулесовского телосложения: у него тоже не хватило сил защитить жену и дочь подросткового возраста, бежавших впереди него. Вся семья так и осталась лежать на дороге. Мужчина, вероятно, ещё пытался ещё подняться, но под воздействием ядовитых паров, опустился медленно на землю, лёг на спину, после чего, застыл. Его застывший пепел словно бы снял с тела слепок; учёные в данную форму залили гипс, получив скульптурное изображение умершего помпеянина.

Дома, амфитеатр, храм Изиды сохранились в неприкосновенном виде. В библиотеках лежали свитки папируса, в канцеляриях – таблички из воска, в мастерских – инструменты, в банях же были стригилы (скребки). На столах таверен оставалась посуда, а также деньги, которые в спешке бросили посетители. В харчевнях на стенах остались любовные стишки и великолепные фрески.

Карл Брюллов раскопки Помпей впервые посетил летом 1827 года. Помыслы художника полностью одолела история трагедии, разыгравшейся в древнем городе. Возможно, именно тогда у Брюллова появилась идея создания монументальной исторической картины.

Живописец начал собирать нужные материалы, перед тем, как стал писать картину. В качестве источника он взял письма свидетеля катастрофы Плиния Младшего, писавшего их историку из Рима Тациту, в которых содержались подробности тех роковых событий.

Карл Брюллов занимался изучением обычаев Италии древних времён, ездил несколько раз в Неаполь, исследовал руины Помпеи, ходил по улицам бывшего города, тщательно осматривал дома, уцелевшие под пеплом вулкана со всей утварью и обстановкой. Он заходил в Неаполитанский музей, в котором находились удивительно живые отпечатки людских тел, засыпанных горячим пеплом. Художник сделал ряд эскизов: руин, пейзажа, окаменелых фигур.

Брюллов несколько раз присутствовал на опере Пачини «Последние дни Помпеи», а своих натурщиков одевал в костюмы персонажей этой оперы. По материалам раскопок он написал нее только лишь все бытовые предметы. Некоторые фигуры художник изобразил в позах, какие сохранили пустоты, что образовались в застывшей лаве, где находились испепелённые тела – мать и дочерей, упавшую с колесницы женщину, группу молодых супругов. Образ молодого парня с матерью он позаимствовал у Плиния.

В 1830 году Карл Брюллов начал работать на большом холсте. Мастер писал в таком духовном напряжении, что иногда его из мастерской выносили буквально на руках. Но прекратить работу его не заставило даже пошатнувшееся здоровье.

И, наконец, родилась окончательная картинная композиция.

Толпа на полотне разбита на отдельные группы, и по ним зритель считывает постепенно литературную задумку живописца – изобразить поведение и чувства людей перед неминуемой гибелью.

В каждой группе есть своё содержание, которое вытекает из общего содержания шедевра. Мать старается укрыть детей. Сыновья спасают пожилого отца, несут его на своих плечах. Жених пытается унести невесту, лишённую чувств. Немощная мать просит сына, чтобы он себя не обременял, а отец последним движением в жизни намеревается укрыть своих родных. Правда, всадник, имеющий куда больше шансов на спасение, чем другие, стремительно мчит, не желая кому-либо помочь. Жрец, которого постоянно слушали и которому доверяли, трусливо покидает погибающий город, надеясь, что его никто не заметит.

В одной группе на заднем плане Брюллов изобразил себя самого. Глаза его говорят не столько об ужасе перед смертью, сколько показывают его пристальное внимание, что обострено ужасным действом. На голове художник несёт самое ему дорогое – ящик, где лежат краски и другие живописные принадлежности. Кажется, будто он замедлил ходьбу и пытается запомнить разыгравшуюся перед ним картину.

Свой шедевр Карл Брюллов создавал целых шесть лет. Но это того стоило – успех был грандиозным.

В Риме ещё задолго до завершения написания полотна стали обсуждать дивную работу русского художника. А когда его мастерская на улице Святого Клавдия распахнула свои двери для публики, а затем, когда картину выставили в Милане, итальянцев охватил неописуемый восторг. О Карле Брюллове стал знать весь италийский полуостров. Люди на улицах снимали перед мастером шляпу, вставали, если он появлялся в театре, собирались возле дверей его дома, или ресторации, где тот обедал, чтобы его поприветствовать.

Ну а настоящий триумф Брюллова ожидал уже в родной стране. Картина в Россию была привезена в июле 1834 года. Там она сразу превратилась в предмет патриотической гордости, сильно заинтересовала русское общество. Большое количество гравированных и литографических воспроизведений прославили художника далеко за пределами столицы. Лучшие представители отечественной культуры с восторгом приветствовали шедевр: А. С. Пушкин его сюжет переложил в свои стихи, Н. В. Гоголь называл работу «всемирным созданием». Е. Боратынский сочинил хвалебную оду, и слова из неё стали, впоследствии, знаменитым афоризмом.

Владелец полотна Анатолий Демидов подарил его русскому императору. Николай I картину выставил в Академии художеств в качестве руководства для начинающих мастеров кисти. В 1895 году открылся Русский музей, и она перекочевала туда, став доступной для широкой публики.

Теги:

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх