Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Таким был задуман БДТ

08.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Славу театра составил великолепный ансамбль актеров — В. В. Максимов, недавний премьер немого кино, опереточный актер Н. Ф. Монахов, трагик из Александрийского театра Ю. М. Юрьев и другие. В декабре началась первые репетиции первого спектакля — «Дон Карлос» Шиллера. Выбор этой трагедии для премьеры был закономерен.

«Зрителю необходимо показать человека, о котором он сам — и все мы — издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига... На сцене современного театра необходим герой в широком, истинном значении понятий»,— писал А. М. Горький, прямо связывая идею создания героико-романтического театра с задачами нового культурного строительства.

«Да не смущает вас применение термина романтизм к психологии пролетариата, термином этим... я определяю только повышенное, боевое настроение пролетариата, вытекающее из сознания им своих сил, из все более усваиваемого им взгляда на себя как на хозяина мира и освободителя человечества». Театр, отражающий героику революционной эпохи, исповедующий гуманность, действенное отношение к жизни, уважение к человеку,— таким был задуман БДТ.

Это определило не только репертуар, в основу которого легли лучшие произведения мировой классики, но и трактовку драматургического материала в режиссуре, игре актеров, оформлении спектаклей. Премьера «Дона Карлоса» состоялась 15 февраля 1919 года, художником спектакля был Щуко. На сцене была воздвигнута массивная стена серого камня с рельефными старинными гербами и громадной стрельчатой аркой, в просвете которой, на фоне живописных задников, шло действие. Мрачный символ мощи, королевской власти и инквизиции, портал словно предрешал неизбежную гибель Дона Карлоса и благородного маркиза Позы, но тем большим пафосом звучали со сцены страстные шиллеровские слова:

Коль высший разум за людское благо

Ведет нас в бой, пускай сто тысяч раз

Наш замысел постигнет неудача:

Мы складывать оружье не должны!

Следом за В. А. Щуко в БДТ были приглашены художники А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский. Работа этого коллектива прославила театр. «Определить место БДТ в кругу новейших театральных течений — значит указать на ту роль, которую играл в нем художник-декоратор»,— отметил в 1924 году журнал «Жизнь искусства».

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх