Главный фасад собора, обращенный внутрь территории лавры, акцентирован мощным шестиколонным портиком римско-дорических колонн, капители которых высечены из пудостского камня. Центральный вход подчеркнут просветом в колоннаде, созданным группировкой колонн по три. Монументальность, портика и значение парадного входа подчеркнуты и двойным рядом колонн, фланкирующих двери. В собор со стороны западного фасада ведут еще две двери. Все дверные проемы забраны коваными железными решетками превосходного рисунка. Они сделаны в 1839 году кузнечного цеха мастером Иваном Кузнецовым, чтобы осенью и зимой служить «укреплением собора», а летом защитою от птиц, которые «причиняют в оном нечистоту».
Троицкий собор удивительно гармоничен, и достигнуто это прежде всего соразмерностью купола и колоколен. Башни колоколен, выдвинутые вперед и включенные в «тело» собора, придают его облику со стороны главного фасада величие. Купол же, более высокий, чем башни, но рассчитанный на восприятие издали, лишь уравновешивает композицию, не подавляя ее.
Со стороны Невы купол читается как основа композиционного строя. Он воспринимается в едином звучании с полукружием абсиды и хорошо виден издалека. А башни со стороны реки воспринимаются как архитектонический аккомпанемент.
В характере внешнего облика собора большую роль играют панно-рельефы работы Федота Шубина. Их пять. Три украшают западный фасад. Над главным входом — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма», к югу от него — «Явление Бога Моисею в купине несгораемой», к северу — «Вручение Богом Моисею скрижалей завета». Два других декорируют боковые фасады собора. Над южным входом помещено «Явление св. Троицы Аврааму у дуба Маврикииского», а над северным — «Встреча блудного сына».
По книге Д. А. Кючарианц
«Иван Старов»
Другие записи с тегом Иван Старов