Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Гатчина

Возникновение и развитие ансамбля дворцов и парков Гатчины

29.04.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Гатчина расположена в 45 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга. Богатые природные данные: живописный рельеф местности, обширные луга и озера с кристально чистой ключевой водой — позволили создать здесь во второй половине XVIII века великолепный дворцово-парковый ансамбль.

Считается, что Гатчина получила свое название от находившегося здесь селения Хотчино. Оно упоминается в писцовой книге Вотской пятины Великого Новгорода 1499 года. 
При Петре I Гатчина принадлежала его сестре Наталье Алексеевне. Усадьба переходила из рук в руки, но в 1765 году была приобретена в казну и подарена Екатериной II её фавориту Г. Г. Орлову.

Усадебный дом первых владельцев Гатчины и хозяйственные постройки находились близ Белого озера. В конце XVIII века на месте старой мызы был разбит Ботанический сад, являющийся ныне частью Дворцового парка.

30 мая 1766 года в Гатчине был заложен грандиозный по тому времени дворец и начато устройство парка. Постройка дворца затянулась, и он был закончен только в 1781 году. Проект дворца исполнил архитектор Антонио Ринальди. Его работы в Петербурге, Царском Селе и Ораниенбауме создали ему славу выдающегося мастера. Первые постройки Ринальди – Китайский дворец и Катальная горка в Ораниенбауме — стоят на грани двух архитектурных стилей: барокко и классицизма. Под воздействием новых идей в архитектуре в Гатчинском дворце и в Мраморном дворце в Петербурге Ринальди обратился к более строгим архитектурным формам. Для Гатчинского дворца характерен контраст между суровым, сдержанным обликом его фасадов и редкой по изяществу отделкой внутренних помещений.

Гатчинский дворец в том виде, в каком он был построен Ринальди состоял из главного трехэтажного корпуса и связанных с ним дугообразными крыльями двух симметричных одноэтажных служебных флигелей. Квадратные в плане, с внутренними дворами, они носили названия Кухонное и Конюшенное (впоследствии Арсенальное) каре. Невысокие служебные флигеля с башнями по углам подчеркивали доминирующее значение главного корпуса в ансамбле усадьбы. Ту же роль играли и две башни – Сигнальная и Часовая, расположенные по углам центрального корпуса со стороны парка.

Ринальди облицевал фасады дворца известняком, добывавшимся из каменоломен, расположенных по берегам реки Пудость,– «пудостским камнем».

В обработке интерьеров он применил лепную орнаментацию и роспись. Одной из достопримечательностей дворца являлись наборные паркеты и двери, выполненные по рисункам Ринальди.

Одновременно с постройкой дворца на берегах Белого и Серебряного озер создавался пейзажный парк. К его устройству были привлечены русские и иностранные специалисты. Огромный участок леса к северу от Дворцового парка, расчищенный и разбитый на участки просеками, был отведен для охоты и получил название Зверинец.

После смерти Орлова его вотчина с дворцом и всем имуществом была куплена Екатериной II и подарена её сыну — Павлу Петровичу. В год вступления Павла на престол Гатчина была объявлена городом (11 ноября 1796 года).

Переход Гатчинского дворца в собственность наследника престола, а затем императора, повлек за собой переделку ряда помещений в нем. Эти работы вел в 1790-х годах архитектор В. Бренна. Осуществленные им перестройки коснулись не только внешнего облика и интерьеров дворца, но и его ближайшего окружения. Зеленый луг перед дворцом уступил место военному плацу, огражденному рвом с подъемными мостами. Открытые галереи главного дворцового корпуса были превращены в закрытые, а одноэтажные корпуса боковых каре надстроены двумя этажами. Вместе с перестройкой дворца велись работы по обогащению облика парка. Некоторые его участки были заново перепланированы в регулярном стиле. Во второй половине 1790-х годов к юго-востоку от дворца, на берегу верного озера, архитектором Н. А. Львовым был построен Приоратский дворец, а на прилегающей к нему территории распланирован парк.

После смерти Павла I Гатчина перешла к его вдове Марии Федоровне, от нее в 1828 году — к Николаю I. Унаследовавший от отца страсть к

военной муштре и парадам, Николай I сделал Гатчину своей штаб-квартирой на время весенних и осенних маневров в красном Селе. Плац перед дворцом, заросший травой, был возобновлен и стал, как и при Павле I, местом военных смотров и учений.

В 1844 году была начата новая перестройка дворца. Она коснулась главным образом боковых служебных корпусов, реконструированных архитектором Р. И. Кузьминым. Он повысил оба каре за счет увеличения высоты помещений первого и третьего этажей, а для того чтобы сохранить за центральным корпусом его доминирующее значение в ансамбле, надстроил на один этаж Часовую и Сигнальную башни. В Арсенальном каре Кузьмин отделал парадные покои и личные комнаты для Николая I и членов его семьи.

Работы в парке на протяжении всего XIX века сводились в основном к поддержанию того облика, который он приобрел к концу XVIII столетия. Здесь проводились большие мелиоративные работы, ремонтировались дороги и все парковые сооружения, расширялось оранжерейное хозяйство, благоустраивался Зверинец.

В 1857 году из Петергофа была переведена в Гатчину царская охота. Для нее построили Егерскую слободу с охотничими домиками и другими сооружениями. В огороженном Зверинце содержались звери для охоты: олени, дикие кабаны, зубры.



Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх