Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Завершение ансамбля Казанского собора

06.10.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора получил свое завершение уже в 30-х годах XIX века. 25 декабря 1837 года состоялось открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, поставленных перед боковыми портиками наружной колоннады. Бронзовые фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Б. И. Орловского, а гранитные пьедесталы сделаны по проекту архитектора В. П. Стасова.

В какой мере это позднейшее дополнение к ансамблю собора соответствует его архитектуре? В утвержденном варианте проекта А. Н. Воронихин показал на площади перед зданием обелиск; судя по планам, этот обелиск должен был стоять на главной оси северного портика, где-то возле кромки современного сквера перед колоннадой. Обелиск соорудили, но был он деревянным, временным. Простояв несколько лет, он затем исчез с площади.

Воронихин — большой мастер композиции, и ни одной детали, тем более такой значительной, как этот обелиск, не предусмотрел бы зря. Стало быть, архитектор придавал обелиску важное композиционное значение. Разместив обелиск перед колоннадой, Воронихин как бы зафиксировал центр тяжести того обширного пространства, которое образовалось перед зданием, слившись с Невским проспектом. Вертикаль обелиска «притянула» к себе колоннаду, зрительно тесно связав ее с центром площади. Воронихин, вероятно, опасался, как бы не создалось впечатление чрезмерного «растекания» его композиции по горизонтали.

Именно поэтому колоннада и была завершена тяжелыми портиками, «останавливающими» это движение. Обелиск должен был играть подобную же роль.

А памятники? Они заняли такое положение, что значение крыльев колоннады в общей композиции, несомненно, усилилось, а связь их с центром ослабла. И хотя головы статуй слегка повернуты по направлению к центру площади, это легкое движение не может, конечно, уравновесить усилившееся «стремление» колоннады в стороны. Таким образом, можно говорить о том, что памятники были включены в композицию собора скорее вопреки первоначальному замыслу Воронихина, чем в развитие его. Но в то же время мы уже не можем представить себе Казанский собор без памятников Кутузову и Барклаю де Толли, и они не мешают нам любоваться красотой архитектуры.

Оба памятника являются большим достижением скульптуры русского классицизма. Они прекрасно смотрятся на фоне монументальных портиков колоннады. Эти монументы окончательно закрепили за Казанским собором роль памятника русской воинской славы. Именно так воспринимали творение Воронихина современники зодчего. Торжественная архитектура этого здания была для них созвучна героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Казанский собор был тесно связан с событиями народно-освободительной эпопеи 1812 года.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Другие записи с тегом А. Воронихин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх