Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

А. А. Бахтиаров «Брюхо Петербурга»

Зимою на Неве — своеобразная зимняя жизнь

01.12.2013 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Как только станет Нева и окрепнет лед, из окрестностей столицы съезжаются чухны — на ледокол. Подрядчик арендует от городской думы известный участок Невы, по 6 копеек с квадратной сажени, и нанимает чухон для колотья и перевозки льда по местам. Каждый рабочий с лошадью получает рубля полтора в сутки. Речная полиция отводит места под «мойну», которая не должна превышать, однако, 300 квадратных саженей. Выстроившись рядами, человек по 5—10, чухны колют так называемые «кабаны» льда величиною 1—2 квадратных аршина. При этом они работают пешнями, как один человек: дружно и в такт. Каждый рабочий ежедневно откалывает от 50 до 100 кабанов льда. Там и сям на Неве искрятся и сверкают на солнце кабаны льда, точно огромные куски прозрачного янтаря. Кабаны устанавливаются правильными рядами.

Некоторые подрядчики арендуют от 5000 до 10 000 квадратных саженей льда и нанимают до 30—40 человек чухон-ледоколов с лошадьми.

www.ilovepetersburg.ru

Набивка ледников производится по 10—15 копеек с кабана или же по 5—10 рублей за ледник, смотря по величине. В условии договариваются, сколько «подошв» требуется настлать в ледник и какого льда: прозрачного, чистого или мутного.

Кроме чухон-ледоколов зимою Нева оживляется так называемыми «каталями», т. е. конькобежцами, которые на санках перевозят публику через Неву. Конькобежцы прокладывают через реку по льду ровную гладкую дорогу, поливают ее водою, по сторонам расстанавливают небольшие еловые деревца — и каток готов. Подобные катки прокладываются через Неву в разных пунктах: от Сената — на Васильевский остров, от Гагаринской набережной — на Выборгскую сторону и т. д. На каждом катке работают от 15 до 20 каталей, так что всего на Неве насчитывается до 100 человек конькобежцев, которые днем и ночью заняты перевозкою пешеходов. Днем катали работают на хозяина, а ночью — на себя. Ежедневно каждый конькобежец делает через Неву от 50 до 100 концов. Чтобы пробежать Неву с пассажиром, каталю достаточно 3—5 минут. На маленькие стулья-санки помещается не более двух пассажиров; конькобежец становится сзади, и, взявшись на спинку стула, катит его через Неву; слышно только, как он пыхтит и кряхтит, точно паровоз...

А. А. Бахтиаров «Брюхо Петербурга»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх