Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Кронштадт

Кронштадский морской завод

02.11.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев
Кронштадский морской завод

Кронштадский морской завод

Кронштадтский морской завод (часть I, фотогалерея №1)

В конце сентября довелось побывать на Кронштадтском морском заводе. В новостях периодически появлялись репортажи о его банкротстве и туманном будущем. В настоящее время завод пребывает в летаргическом сне. С точки зрения морской истории это весьма примечательное место. Есть здесь несколько интересных гидротехнических сооружений. Примечательна архитектура исторических корпусов завода, внутри, наверняка, сохранились и любопытные образцы старинной техники.

Пароходный завод был торжественно открыт 4 (16 марта) 1858 года императором Александром II.
После крымской войны 1853–1856 годов наметилось отставание России от бурно развивавшейся экономки известных европейских стран, основанной в том числе на постоянно увеличивавшемся машинном производстве. Петербург со времен Петра оставался самым крупным портом империи. Россия нуждалась не только в ремонтной базе для кораблей, купленных за границей, но и в собственной промышленности, способной производить такие корабли.

В первый год работы на заводе установили паровые машины на линейные корабли «Синоп» и «Цесаревич», крейсере «Олег». Впервые в России на заводе начали нарезать гладкоствольные орудия как крепостные так и орудия флота. Первые две 12-фунтовые пушки были нарезаны в 1861 году. В этом же году на заводе изготовили броню для первого российского бронированного корабля, — канонерской лодки «Опыт».

Список фотографий из фотогалереи №1:

  1. Линейный корабль «Синоп» в Севастопольской бухте, кампания 1909 года.
  2. Эскадренный броненосец «Цесаревич», 1907–1912 годы
  3. Эскадренный броненосец «Цесаревич» в Кронштадте, постановка в док, начало 1906 года
  4. Эскадренный броненосец «Цесаревич» в Портсмуте, март 1907 года
  5. Спуск на воду бронепалубного крейсера «Олег», 14 августа 1903 года
  6. Крейсер «Олег» на переходе из Тулона в Бизерту, 12 февраля 1914 года
  7. Эскадренный броненосец «Петр Великий» на рейде Неаполя
  8. Линейный корабль «Севастополь» идет малым ходом в Морском канале
  9. Линейный корабль «Севастополь» покидает Балтийский завод, июль 1914 года
  10. Эскадренный броненосец «Петропавловск»
  11. Линейный корабль «Андрей Первозванный» в сухом доке Кронштадта, 1910-е годы
  12. Линейный корабль «Андрей Первозванный», 1912 год
  13. Башня главного калибра линейного корабля «Андрей Первозванный», 1912–1914 годы
  14. «Андрей Первозванный» в доке
  15. «Синоп» 1920-е годы
  16. «Цесаревич» 1925 год

Перейти в фотогалерею кораблей, прошедших через доки Кронштадского морского завода

Различные заводские изобретения выставлялись на международных выставках. Завод участвовал в Лондонской промышленной выставке 1862 года, Московской выставке достижений промышленного производства 1865 года. В литейном цехе завода в 1871 г. была отлита из меди форштевня весом в 224 000 кг для броненосного корабля «Пётр Великий».
В 1875 году Пароходный завод изготавливал детали к первой отечественной торпеде, сконструированной И. Ф. Александровским. В октябре 1880 года по чертежам Афанасьева и Зотова был изготовлен инжектор для откачки воды из трюмов корабля. В 1900 году на выставку в Париж едут паровые механизмы в пять индикаторных сил с паровым котлом, главную паровую машину в пять индикаторных сил, цилиндрический трубчатый паровой котел, и другие экспонаты.

Для города на Пароходном заводе в 1873 году была отлита замечательная решётка Летнего сада, элементы памятника морякам клипера «Опричник» (флаг и флагшток). В 1883 году изготовили решётку Петровского парка.
На территории завода были построены мощные для того времени сухие доки — Константиновский (в честь великого князя Константина Николаевича, 1876 г.), Александровский (в честь императора Александра III, 1896 г.) для ремонта более мощных кораблей. А в 1913 году был открыт самый большой сухой док, — док имени Цесаревича Алексея Николаевича, для ремонта линейных кораблей типа «Севастополь».

К концу XIX века вокруг завода находилось много различных вспомогательных мастерских: шлюпочная, столярная, малярная, такелажная, парусная, сапожная, водолазная, швейная фабрика, лесопильный завод, переведённая из Петербургского порта в 1891 году. Многие из них впоследствии были присоединены к Пароходному заводу.

В 1904 году на заводе срочно готовились для похода на фронт Русско-Японской войны корабли 2-й Тихоокеанской эскадры. В годы Первой мировой войны проходили срочный ремонт повреждённые корабли, устаревающие корабли требовали частого ремонта. В 1917–1918 годах восстанавливали корабли, выведенные из Гельсингфорса и Ревеля.
В 1919 году были отремонтированы корабли «Петропавловск», «Андрей Первозванный», крейсера: «Олег», «Светлана», 4 миноносца, 10 сторожевых судов, 7 подводных лодок, 4 тральщика. Но большинство кораблей простаивало в порту. Не хватало людей, топлива, материалов, запасных частей.

Начиная с 1921 завод постепенно восстанавливался. В 1922 году прошли докование ледоколы «Ермак», «Трувор», линкор «Парижская коммуна» (бывш. линейный корабль «Севастополь»), и около 40 других судов. В 1924–1925 годах на заводе ремонтировали крейсер «Аврора», который в тяжёлые годы чуть не продали на металлолом за границу. В эти годы на заводе работало около 1000 человек.
В 1929 году завод переименовали в Морской. Заводу требовалась модернизация из-за изношенности оборудования. Реконструкция завода начала проводиться с 1933 года. В годы Великой Отечественной войны, завод не прекращал свою работу. На заводе переоборудовали и вооружали вспомогательные суда и ремонтировали корабли, подводные лодки, поврежденные в боевых операциях, производили мины, детали оружия для фронта.

Послевоенные годы, — годы восстановления цехов, модернизации завода, внедрения новых технологических процессов, развития инфраструктуры. Через докование в заводе проходят почти все крупные суда, выпущенные с Ленинградских верфей. В 2003 году из дока завода вышел атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». На снимках из космоса в доках ещё стоят суда, а сейчас завод уже банкрот и что со всем этим будет не понятно.

В статье использованы материалы с сайтов:
http://navsource.narod.ru/ — Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
http://www.kronstadt.ru/ — Сайт города Кронштадт

Кронштадтский морской завод (часть II, фотогалерея №2)

Во второй части фотографии, сделанные в сентябре 2009 года.
…мы же вошли в доки Кронштадтского морского завода на моей байдарке. Причалили у водоподъёмного здания, стоящего посередине между Константиновским и Александровским доками. Фрагмент этого здания виден на фотографиях с эскадренным броненосцем «Цесаревич» и линейным кораблём «Андрей Первозванный».

Потом мы вошли во двор самой старой части завода. Здание построено в классическом стиле, корпуса симметрично размещены в каре, что характерно для периода ранней индустриализации. Аналогичным образом, например, построены Александровский чугунолитейный завод, Арсенал, Александровский адмиралтейский ижорский завод. Формообразование промышленных построек этого периода диктовалось эстетикой гражданской архитектуры. Именно поэтому промышленные здания были похожи на казармы или недостроенные дворцы. В последующие периоды, по мере увеличения использования машин в производстве и внедрения технологических процессов, основанных на разных физических принципах, формообразование в гораздо большей степени стало диктоваться особенностями технологического процесса, размещаемого внутри постройки. В период расцвета индустриального мировосприятия уже это «функциональное» формообразование повлияло на эстетику новой архитектуры (модерн, арт-деко, стримлайн, конструктивизм).
Кронштадский морской завод, фотогалерея №2

Кронштадтский морской завод (часть III, фотогалерея №3)

В завершающей третьей части собраны не вошедшие в первые две части цветные снимки:

  1. Константиновский сухой док
  2. Батопорт Константиновского дока
  3. Батопорт Александровского сухого дока. На снимке боковой резервуар, куда при помощи цепей отводится батопорт.
  4. Батопорт самого большого дока — имени Цесаревича Алексея Николаевича
  5. Двор Пароходного завода с восьмигранной трубой.
  6. Обводный канал Кронштадта

Кронштадский морской завод, фотогалерея №3

Автор материала и фотографий:
Александр Кузнецов
источник: http://k-alexander-b.livejournal.com

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх