Постройка однопролетного чугунного Первого Инженерного моста, первоначально называвшегося Летним, началась сразу же после постройки Нижне-Лебяжьего и Пантелеймоновского (цепного) мостов. Он сооружен по проекту инженера П. Базена в 1828–1829 годах. Легкий и изящный Летний мост отличался своеобразием конструкции и явился новым шагом в развитии русского мостостроения.
Свод его состоял из
чугунных секций, скрепленных болтами. В отличие от ранее сооружавшихся сборных чугунных мостов стены и днища чугунных секций, образующих пролетное строение, были прорезаны проемами, благодаря чему уменьшался вес свода. Другим отличием моста было то, что он опирался непосредственно на гранитные стены набережных и не имел устоев. Тротуары для пешеходов, несущие небольшую нагрузку,
были вынесены за пределы проезжей части моста и поддерживались кронштейнами.
Экономическая целесообразность этого новшества очевидна.
Боковые стенки моста украшают литые чугунные щиты с изображением военных атрибутов. Перила аналогичны по своему рисунку решетке Летнего сада со стороны Мойки и ограде Инженерного замка.
В 1954 году чугунное пролетное строение моста, с тем чтобы сделать возможным проезд тяжелых грузовых машин, заменено металлической рамной системой.
В 1955 году реставрированы детали и восстановлены фонари и торшеры.