В результате многих работ, которые велись на протяжении всего XIX века, старовская внутренняя отделка исчезла или изменилась. Однако сохранялась основная композиционная идея художественной взаимосвязи интерьеров: от Купольного зала через сквозную колоннаду в Зимний сад.
В 1900-х годах, когда дворец передали для Государственной думы, Зимний сад был уничтожен вторично. На его месте соорудили Зал заседаний. Исчезли совсем сквозные колоннады. Архитектор П. И. Шестов отделил галерею от Зала заседаний железобетонной стенкой.
Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru
Плафон в Зале заседаний исполнил художник О. Аллегри по эскизу В. А. Щуко. Плафон Колонного зала, созданный в 1819 году Скотти, в 1912 году заменен новым. Несколько фрагментов подлинных росписей Скотти находятся ныне в ЛВПХУ им. В. И. Мухиной. Они поступили туда, видимо, в связи с реставрационными работами 1912 года. Архитектор Щуко, руководивший работами художников, придерживался в основном прежней композиции.
В тех же 1900-х годах на месте театра, созданного Руска, устроили библиотеку. Изменился архитектурный облик и других помещений дворца. Если две первые реставрации (1802 и 1819 годов) не нанесли существенного ущерба интерьерам дворца, то в последующие годы XIX века и особенно начала XX в ряде существующих интерьеров сложилось искусственное сочетание противоречащих друг другу стилей.
Изменения, которым подверглись интерьеры дворца, чрезвычайно существенны. Но больше всего надо сожалеть о том, что не стало двойных колоннад. Ведь Большая галерея дворца, как справедливо писал И. Э. Грабарь, навсегда вошла в историю зодчества «одним из великолепных архитектурных шедевров не только в России, но и в целой Европе».
По книге Д. А. Кючарианц
«Иван Старов»
Другие записи с тегом Иван Старов