Иван Старов Композиция приморской резиденции в Пелле 28.10.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Всматриваясь в северный фасад дворца в Пелле мы видим, как Старов развил композиционный замысел парадных приморских резиденций - памятников победы на море, но интерпретировал его в духе архитектуры классицизма, в соответствии со своим индивидуальным почерком. Идея связи с водным пространством материализована Старовым в ансамбле Пеллы сооружением обширной пристани, от которой в сторону дворца поднимались широкие марши каменной лестницы. Северный фасад со стороны Невы впечатляет монументальностью и четкой определенностью объемных соотношений. Силуэт дворца хорошо просматривался издали, а при приближении ясно читались его основные акценты — восьмиколонный портик коринфского ордера среднего корпуса под треугольным фронтоном, словно фокусирующим центр композиции, и шестиколонные портики того же ордера, увенчанные аттиком со скульптурными группами, боковых корпусов. Одноэтажные галереи подчеркивали ритм всех трех частей дворца, который удачно акцентировался лентами балюстрад. Монументальность дворца многократно усиливалась его протяженностью, которая составляла около двухсот метров. Это почти фасад Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади или без малого два фасада Казанского собора. Впечатление это усиливали объемы двух кавалерских корпусов в два этажа каждый, раскинутых на триста метров в ширину и связанных с южным фасадом главного дворцового корпуса галереями. Благодаря такому расположению корпусов и галерей фасад со стороны Невы казался еще более грандиозным. По-иному построена композиция со стороны Шлиссельбургской дороги. Ее протяженность подсказала зодчему необходимость еще шире развернуть лицевую часть ансамбля. С южной стороны его архитектурные крылья раскинулись почти на пять сот метров. Это несколько больше фасада Адмиралтейства и более двух улиц Зодчего Росси. Чтобы усилить глубину перспективы на средний корпус главного здания, Старов устраивает по центральной оси два парадных двора. Первый, прямоугольный в плане, длиною около двухсот метров, прямо обращен к дороге. За ним, через пятидесятиметровый проход, находился второй парадный двор со скругленными углами шириною сто метров. Такая математически закономерная «игра» пространством создавала особый динамизм восприятия архитектурных объемов. При этом Старов по-иному решает пропорциональные соотношения построения ансамбля в его южной части. Зодчий начинает с малых форм. Восемь павильонов с каждой стороны, связанные друг с другом галереями-переходами, окаймляют первый парадный двор. Второй парадный двор, ведущий непосредственно к южному фасаду главного корпуса дворца, обрамляют дугообразные галереи и фасады, украшенные колоннами, еще двух двухэтажных кавалерских корпусов, приближенных к продольной оси ансамбля так, что перспектива на них со стороны реки не открывается. Замыкает этот двор средний корпус дворца с портиком. Таким образом, перед глазами приезжающих из Петербурга и проходящих по дворцовой территории происходит нарастание объемов от маленьких павильонов к двухэтажным кавалерским корпусам и, наконец, к монументальной средней части дворцового здания. Это определяет сильное художественное воздействие архитектурного произведения на человека. В композицию восьми павильонов со стороны, обращенной к Неве, включены П-образные в плане служебные флигели. Со стороны дороги они не читаются. Но зато при обзоре с Невы они зрительно включаются в пространственный разворот главного фасада. По книге Д. А. Кючарианц «Иван Старов» Другие записи с тегом Иван Старов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|