Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга

Особняк Е. Ц. Кавоса

11.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Особняк Е. Ц. Кавоса, фото 1910 г.

Особняк Е. Ц. Кавоса, фото 1910 г.

Каменноостровский пр., 24 — Большая Монетная ул., 10

1896-1897 гг., Л. Н. Бенуа;
1907-1912 г., В. М. Андросов

Созданный по проекту Леонтия Бенуа особняк Е. Ц. Кавоса выделяется среди сооружений, выстроенных в 1890-х годах. Знаменитый архитектор применил при проектировании принципы старой школы, но одновременно заметно влияние свежих веяний. Прообразом здания стала французская вилла – нужно помнить о французских корнях мастера – однако источник вдохновения и степень заимствования автор не пожелал раскрывать.

Дом Кавоса был по достоинству оценен современниками. Авторское самовыражение стало возможным благодаря родственному и дружескому союзу заказчика и архитектора. Инженер Е.Ц. Кавос, директор горнозаводского общества, сын и внук столичных зодчих Кавосов, был двоюродным братом Л. Бенуа, а Е. С. Зарудная-Кавос, супруга владельца, была профессиональной художницей. Дом Кавоса служил местом встречи для многих интересных, значительных личностей – В.С. Соловьева, И.Е. Репина, И.И. Толстого, А.Ф. Кони.

Через десять лет особняк был преобразован: его расширили, надстроили двумя этажами, и организовали в нем доходный дом. Наружная отделка и структура особняка большей частью сохранились. В планировочном и образном решении Бенуа старался воплотить уклад жизни особенных обитателей дома. Отсутствие многоэтажной застройки позволило свободно применять объемно-пространственные приемы. Особняк отличался четкостью форм, минимумом штукатурного декора, сдержанностью и утонченностью; здесь отчетливо виден специфический почерк Бенуа. Архитектор наметил одно из направлений формирования петербургского модерна. Строгое здание, построенное в элегантном рационалистическом стиле, не претендовало на стилевую новизну.

dom_kavosa_fasad.jpg
dom_kavosa_plan.jpg

Особняк Кавоса также является свидетельством градостроительного подхода Бенуа, предполагавшего возможное расширение Каменноостровского проспекта, в то время не имевшего сплошной застройки. Создатель особняка вспоминал, что его помощник В.М. Андросов впоследствии надстроил два этажа, не меняя архитектурного характера, превратил особняк в замечательный доходный дом. Вероятно, работы по преобразованию особняка проводились при консультации Бенуа. Существующий ныне многоквартирный дом выглядит как целостное сооружение.
Особняк Кавоса примечателен отсутствием контраста между парадной и внутриквартальной средой. Уютность главного двора практически не уступает привлекательности фасада здания. Андросов повторил на поперечном корпусе мотивы лицевого фасада с львиными масками. Невысокие объемы, выступающие во двор, отличаются подчеркнутой строгостью очертаний. Дворовым фасадам придает декоративную выразительность и солидность кирпичная облицовка, усиленная рельефными и цветовыми вставками. Здесь проявилось стремление модерна к формированию однородной и эстетически полноценной среды обитания.

dom_kavosa_02.jpg

Виктория Владимирова

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх