Мастерски проработана глубинно-пространственная система арок. Между первой и второй аркой — подсвет, создающий контраст затененных поверхностей сводов и ярко освещенного открытого пространства между ними. Этот контраст усиливает художественный эффект. Монументальная, насыщенная скульптурным декором композиция центра и портики боковых крыльев особенно впечатляюще выглядят на фоне строго нейтрального решения фасада в целом. Нижний этаж трактован как рустованный цоколь, а в верхних — спокойная гладь стены. Опять контраст, который усиливает впечатление. Лишь в парадном третьем этаже окна обработаны скромными наличниками с сандриками, в остальных этажах оконные проемы еще строже. Завершается здание лепным фризом и карнизом красивого рисунка, которые на фоне массива стен кажутся особенно нарядными. Основной скульптурный декор сосредоточен на фасаде Триумфальной арки, и именно этим достигнуто впечатление чрезвычайной ее мощи, напряженности.
Арка задумана зодчим как памятник героическим подвигам русского народа в Отечественной войне1812 года. Мощные устои арки декорированы горельефами в виде прекрасно скомпонованной арматуры. Над ними статуи воинов — молодого и пожилого, олицетворяющих, как и в павильонах Аничкова дворца, два поколения, бок о бок героически защищавших Родину. Они поставлены между колоннами по бокам арки и потому особенно впечатляющи. Над статуями военная арматура, а по бокам арки горельефы — фигуры летящих Слав с лавровыми венками и пальмовыми ветвями — символами победы и мира. Арматурные фризы украшают нижние поверхности арок. Все это отлично нарисовано, совершенно по исполнению.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге