Афиша Санкт-ПетербургаХаим Сокол «Амбивалентность» 19.01.2012 раздел: 0 комментариев
Галерея современного искусства «Анна Нова» Свобода как коррупция: художник и homo sacer Хаим Сокол сделал проект «Амбивалентность» в сотрудничестве с рабочими из Кыргызстана — гастарбайтерами и нелегальными иммигрантами. (Сам художник, живущий в Москве с израильским паспортом, юридически тоже является гастарбайтером.) Это сотрудничество напряжено множеством полярных смыслов, которые проявляются в проекте и растягивают тело проекта как невозможный скелет, изоморф современности. «Амбивалентность» можно читать как продолжение в другом медиуме его, Сокола, прежней практики историзации травмы — практики изъятий из реальности материалов, кодов, образов, изъятий из истории самого материала истории и создания произведения как зияния или метафоры зияния. Сокол, как последовательный беньяминовец, продолжает поиски исторической природы нашей субъективности. Только теперь он работает не с предметностью, а с людьми, исключенными из истории. В современной России таким невидимым исключением становятся гастарбайтеры — нелегальный товар тотального рынка, люди, изъятые из социального порядка специфическим рыночным режимом зрения. Важный для Хаима Сокола философ Джорджо Агамбен подсказывает ему категории для описания этой чудовищной ситуации. «Голая жизнь» оказывается невидимым следствием современного рынка (подобно тому, как невидимость Холокоста была следствием определенной дисциплины зрения, оптического режима власти, — эта аналогия уже артикулирована художником в предыдущих проектах). В своем видео «Уроки революции» он разучивает с гастарбайтерами революционный гимн «Смело, товарищи, в ногу», но одновременно напоминает, что этот гимн был нацистским маршем в середине 30-х. Его подрывная работа направлена на осознание рабочими своего положения, на инсталлирование в их разум идеи освобождения, которая одновременно дискредитируется контекстом. Художник нанимает гастарбайтеров для выполнения упражнения в революционном сопротивлении, и рабочие пассивно сопротивляются энтузиазму художника. Двойственность этой ситуации ставит под вопрос волю к освобождению, которой заряжено любое активистское действие. Релятивистский взгляд как актуальная оптика современности последовательно утверждается в экспозиционном пространстве. Видео с киргизскими рабочими в римских тогах отсылает к обнаженной отчужденности Homo Sacer Агамбена, реинактмент фрагмента голливудского фильма 1960 года «Спартак» сообщает о спектакулярности любой современной трагедии, попадающей в социальное пространство. Между двумя видео стоят инсталляции арок Тита, построенных римлянами в честь завоевания Иерусалима и разрушения храма. Александр Евангели Рейтинг материала:
|
|