Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Афиша Санкт-Петербурга

«МЕТРОНОМИКОН». Выставка Алексея Андреева

30.04.2015 раздел: 0 комментариев

01.05. – 01.06.2015, Музей и галереи современного искусства Эрарта

Выставка Алексея Андреева в музее Эрарта — явление не менее удивительное, чем постиндустриальные ландшафты его цифровых пейзажей. Андреев принадлежит особой герметичной группе мастеров мышки и планшета, работы которых редко оказываются в выставочных залах, путешествуя в основном по страницам специальных изданий и развлекательным сайтам. Практически каждому русскоязычному пользователю доводилось побывать в солнечном мире художника, где бронтозавры толпятся на автобусной остановке рядом с красными икарусами, а старушка, сидящая на перроне в ожидании летающей электрички, развлекается, выпуская из клетчатой сумки стайки оранжевых рыбок.

e_metro.jpg

Одной из последних работ Андреева является полнометражная анимационная версия легендарного фильма «Кин-Дза-Дза!». Под руководством маэстро Георгия Данелии Андреев работал в качестве художника-постановщика по фонам и концепт-художника. Фантастические миры Андреева, насыщенные узнаваемыми бытовыми деталями, словно генетически связаны с магической реальностью притчи Данелии.

На выставке в Эрарте представлены работы из трех серий: «Метрономикон», «Зона» и «Мягкие машины», а также несколько отдельных произведений. Серия «Метрономикон», которая дала название выставке, — история о метро, выполненная в репортажной манере (т.н. «фотоманипуляции»).

Алексей Андреев: «Метро всегда представлялось мне чем-то большим, чем туннели под землей, по которым идут поезда. И — куда же тут без Лавкрафта. Без Лавкрафта тут никуда».

Серия «Зона» заставляет вспомнить не менее знаменитые произведения советской фантастики: роман «Пикник на обочине» братьев Стругацких и фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Предметом научной фантастики часто является именно настоящее, точнее его фрагмент, предвосхищающий будущее. Писатели-фантасты, художники-авангардисты — и есть те самые сталкеры, гонимые жаждой познания и стремящиеся заглянуть туда, куда их еще никто не приглашал. Алексей Андреев в своем творческом манифесте провозглашает торжество иррационального, приглашая нас отправиться в подсознание человека, твердо убежденного в том, что наш мир — далеко не единственный, а грань между мирами проницаема, когда сгущаются сумерки.

Алексей Андреев: «Серия «Зона» — это концепт-арт к готовящемуся к производству сериалу с одноименным называнием. Сериал создается по мотивам вселенной «Пикника на обочине» и обещает быть очень интересным, так как сценарий нам пишет один из самых интересных современных писателей, работающих в жанре hard SF, — Сергей Жарковский».

В романтической традиции, откуда берет начало современная фантастика, существует тип персонажа — носителя «сумеречного сознания». Герои Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя, А. Кубина принадлежат условной художественной действительности, напоминающей мир реальный. Волей художника эта узнаваемая реальность внезапно населяется самыми эксцентричными образами и невероятными явлениями, повергающими безобидных чиновников и обывателей в панику. Притягательность и популярность подобных художественных текстов кроется как раз в эффекте правдоподобия — «нефантастической фантастике» или «магической реальности». Самые обаятельные фантастические образы рождаются на «темной стороне» человеческого сознания.

Именно в подобное путешествие приглашает нас художник Алексей Андреев, в мире которого будничный городской метрополитен — не совсем метрополитен, а жизнь провинциальных городков, застроенных серыми панельными домами, преображается с визитом гигантских грибов. При этом сегодня картина разрушенных артиллерией советских пятиэтажек не покидает экраны телевизоров, и надежды на то, что будущее неокончательно слилось с настоящим, крайне мало.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None



Наверх