Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербург за 1 день

Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 13: площадь Островского

02.10.2009 раздел: Экскурсии по Петербургу 0 комментариев

Памятник Екатерине II

За Публичной библиотекой открывается площадь Островского (бывшая
Александрийская) один из самых совершенных петербургских архитектурных ансамблей. Его большая часть занята Екатерининским сквером в центре которого на высоком
постаменте возвышается памятник Екатерине II. Величественная бронзовая императрица в горностаевой мантии со скипетром в руках окружена фигурами своих выдающихся приближенных. Князь Потемкин, победитель турок, попирает ногой турецкий тюрбан. Рядом — великие полководцы Суворов и Румянцев, государственные деятели Безбородко и Алексей Орлов, поэт Державин, флотоводец Чичагов, президент Академии художеств Бецкой и княгиня Дашкова, первая женщина — президент Академии наук.

Не так давно у бронзовой Екатерины появился новый неожиданный сосед. Недалеко от памятника императрице, на площади Островского, открыли скульптуру дворника. Двухметровый блюститель чистоты, одетый по моде ХIХ в., присел отдохнуть опершись на лопату, перед зданием Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.


Александрийский
театр

Главное здание на площади Островского — Александрийский
театр (пл. Островского, 2), старейший драматический театр в городе, его труппа начала давать спектакли ещё в середине XVIII в. А в 1832 г. итальянским архитектором Карлом Росси для него было построено это величественное здание, ставшее одним из лучших памятников петербургского классицизма. Главный фасад театра выглядит как открытая лоджия с торжественной белой колоннадой, украшенной бронзовой колесницей, которой управляет бог искусств Аполлон.
Театр назвали Александрийским в честь жены императора Николая I Александры Федоровны. Он предназначался для императорской драматической труппы, но первое время в нем шли и гастрольные спектакли, как драматические, так и оперные. Спектакли здесь посещала самая разнообразная публика и привилегированная, и демократическая (мелкие чиновники, студенты, лавочники и ремесленники). Эти пестроту и расслоение театральной толпы показал в своем романе «Княгиня Лиговская» Лермонтов, описывая разъезд из Александрийского 
театра. Сам поэт усиленно хлопотал о том, чтобы поставить в Александрийском театре свою драму «Маскарад», неоднократно переделывая её по требованию цензуры. Однако «Маскарад» полностью появился на сцене этого театра лишь в 1917 г. с известным русским драматическим актером Юрием Юрьевым в роли Арбенина. В Александрийском театре состоялись премьеры гоголевских «Ревизора» и «Женитьбы», здесь работали многие знаменитости: «петербургская Сара Бернар» Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Бруно Фрейндлих (отец Алисы Фрейндлих), Игорь Горбачев и другие.


Рядом с Александрийским театром расположен Музей театрального и музыкального искусства, а также Театральная библиотека.


Музей театрального и музыкального
искусства


пл. Островского, 6. М. «Гостиный Двор». Тел. 571-21-95. Открыт ежедневно, кроме вт, с 11.00 до 18.00, вере 13.00 до 19.00. Осмотр — 30–45 мин. Вход — 30 р., льготный — 15 р.

Здание, в котором расположен музей, построенное архитектором Росси в 1828 г., входит в ансамбль площади Островского. Музей, рассказывающий об истории отечественного театра, был основан в Петрограде в 1918 г. В нем
хранятся личные архивные фонды знаменитых артистов Комиссаржевской, Петипа, Савиной, Спесивцевой; эскизы костюмов и декораций, театральные афиши и программки, фотографии, документы, ноты.


При строительстве театра Карл Росси перепланировал всю окружающую его территорию и сумел создать на ней строгий и величественный архитектурный ансамбль.
Росси — иностранец, сын известной итальянской танцовщицы екатерининского времени. Родился он в Неаполе, а похоронен в Александро-Невской лавре, там же, где лежат Ломоносов, Суворов, Достоевский, Чайковский.
О его петербургских творениях барон Врангель писал: «Тяжелые колесницы торжественных фасадов вырисовываются темными силуэтами на серо-голубом небе. Гармонии бледно-желтого фона с белым орнаментом удивительно подходят к туманной красоте Петербурга».
За Александрийским театром находится созданная архитектором Театральная улица, ныне носящая его имя (улица Зодчего Росси). Она образована двумя абсолютно симметричными трехэтажными зданиями с колоннадами и является самой короткой в городе. В гармонии улицы заложена «магия цифр»: её дли на 220 м, ширина 22 м, высота зданий также 22 м. Благодаря стол удачно найденным пропорциям она производит впечатление торжественного зала под открытым небом.

Академия русского балета

Здание на левой стороне этой улицы занимает знаменитая Академия русского балета, носящая имя замечательной танцовщицы Агриппины Вагановой, преподававшей здесь в течение многих лет. Здесь учились будущие звезды российского балета, такие как Истомина, Павлова, Карсавина, Нижинский, Уланова и многие другие.
Улица Зодчего Росси заканчивается площадью, где стоит бюст Ломоносова, и сама площадь носит имя этого ученого.
Полукруглую форму площади Ломоносова придает главный фасад выстроенного тем же Карлом Росси здания Министерства народного просвещения.

Мост Ломоносова

Перекинутый через Фонтанку мост также носит имя Ломоносова (бывший Чернышов мост). Это один из семи однотипных каменных мостов, сооруженных через эту реку при Екатерине II. Сейчас из них сохранились только два. Когда-то все эти мосты были разводными, подъемные механизмы находились под сводами башен.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх