Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербург за 1 день

Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 7: Сенатская площадь

02.10.2009 раздел: Экскурсии по Петербургу 0 комментариев
Медный всадник на Сенной площади

Медный всадник на Сенной площади

Сенатская площадь
и Медный всадник

Сенатская площадь, расположенная перед бывшим зданием Сената и Синода, — одна из самых известных петербургских достопримечательностей.
В центре Сенатская площади находится памятник Петру Великому, или Медный всадник, как его стали называть с легкой руки Александра Пушкина, именно так памятник был назван в его знаменитой поэме. Медный всадник – один из символов имперского Петербурга. Автор памятника – французский скульптор Этьен Фальконе. Императop изображен здесь в виде всадника, на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей твердой воле. Жестом правой руки он утверждает свою победу, торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ.

Голова Петра I работы Мари Колло

Интересный факт: модель головы Петра I создал не сам Фальконе (она ему никак не удавалась), а его ученица Мари Колло, которая, желая помочь учителю, сделала её за одну ночь. Саму модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.
Момент отливки статуи был драматичен: глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. Литейный мастер Емельян Хайлов с риском для жизни заделал трещину и довел отливку до конца.


История Гром-камня

Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и называвшаяся в городе «гром-камень», поскольку когда-то она была рассечена ударом молнии. По преданию, на нее при жизни поднимался Петр осматривая окружающую местность. Чтобы перевезти огромную глыбу в Петербург, её поставили на желоба, внутри которых находились бронзовые шары. Четыре месяца при помощи рычагов и канатов глыбу тянули к Финскому заливу, одновременно обтесывая её. Затем «гром-камень» перенесли на
баржу и доставили в Петербург.
На постаменте памятника лаконичная надпись на русском и латинском языках «Петру Первому — Екатерина Вторая». 


Genius Loci Петербурга

Множество других поэтов, писателей, художников, музыкантов также вдохновлялись этим торжественным монументом. Писатель и краевед Николай Анциферов
называл Медного всадника гением
местa, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почувствовать и не узнать душу Петербурга.

Восстание декабристов

История Сенатской площади тесно связана с одним из самых драматических моментов истории России. 4 декабря 1825 г. здесь произошло знаменитое восстание декабристов. Группа офицеров, сторонников политических реформ, вывела на эту площадь войска, отказавшиеся присягнуть новому императору Николаю I. Захватив Сенат, они хотели наложить вето на его воцарение.
В этот момент памятник Петру, с которым связывали все передовое и прогрессивное в России, оказался в центре каре восставших, и декабрист Александр Бестужев символически заточил свою саблю о его гранитный гребень. Однако вскоре площадь была окружена верными царю войсками, по мятежникам был открыт огонь, и восстание было подавлено. Пятерых руководителей мятежа приговорили к смертной казни, многие другие после расследования были осуждены на разные сроки каторги и ссылки.

Раньше перед памятником Петру Васильевский остров вел наплавной мост через Неву, но он сгорел перед самой революцией от искр, вылетевших из трубы проходившего рядом буксира. Это зрелище наблюдал поэт Александр Блок, отметивший его в своей записной книжке. Больше мост не восстанавливали, от него остался только гранитный спуск к реке.
Сто лет спустя, уже при советской власти, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Не так давно ей вернули историческое имя.

Адмиралтейство

С востока Сенатская площадь ограничена огромным желтым зданием Адмиралтейства — первой русской верфи на Балтике. Адмиралтейство было заложено по повелению и личным карандашным наброскам Петра I, о чем 5 ноября 1704 г. в царском походном журнале была сделана запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в Аустерии». Адмиралтейство одновременно являлось и верфью, и крепостью.

Первое судно — 8-пушечный бомбардирский корабль спустили на воду уже в 1706 г. 
Петр I придавал огромное значение развитию российского флота, он любил повторять, что тот властитель, «который едино войско имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, две руки имеет».

При жизни Петра на Адмиралтейской верфи построили более 40 кораблей, всего же отсюда на воду сошло около 300 судов. Современник Пушкина Николай Тургенев говорил поэтому поводу: «Петр создал флот, на котором мы прибыли с земли варварства на землю образованности».

Откуда пошло выражение «адмиральский час»

В башне над главным входе в Адмиралтейство располагала Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления российским флотом, где вместе с адмиралами заседал и сам царь. Он бывал на верфях ежедневно и проводил там много времени. Заседания коллегии, как правило, продолжались до 11 часов когда поднимавшийся в пять утра государь, по давней привычке, подкреплял себя анисовкой. Адмиралы с удовольствием следовали его примеру. С тех пор предобеденную выпивку стали называть «адмиральски час» или «адмиральский полдень».

Адмиралтейство Андреяна Захарова

В начале XIX в. Адмиралтейство было перестроено по проекту архитектора Андреяна Захарова. Сохранив прежнюю композицию, Захаров придал ему абсолютно новый смысл и облик – грандиозная постройка воплощает идею величия России как морской державы. Золоченый шпиль высотой 72 м был увенчан флюгером-корабликом, ставшим одним из основных символов Санкт-Петербурга. Каркас шпиля по-прежнему деревянный.

Фасад богато украшен скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими созданный Петром русский военно-морской флот. Не все скульптурное убранство Адмиралтейства сохранилось. Во второй половине XIX в., по просьбе священнослужителей, убрали «непристойные языческие фигуры», украшавшие павильоны. На опустевший
пьедесталах появились якоря и маленькие мортиры с ядрами, которые сохранились до сих пор.
В XIX в. здание Адмиралтейства было передано Училищу корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю находящееся здесь и поныне Высшее военно-морское инженерное училище, поэтому здесь часто можно встретить моряков.

Адмиралтейство является архитектурным центром города, от которого по замыслу Петра расходятся три луча: Гороховая улица в центре, Невский и Вознесенский проспекты по сторонам. Образовав так называемый «Петербургский трезубец», эти улицы объединяют вокруг себя главные городские площади — Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую.


Конногвардейский бульвар и Манеж Конногвардейского полка

От Сенатской площади до площади Труда тянется Конногвардейский бульвар, начинающийся сразу за зданием Синода. Там находились казармы лейб-гвардии Конного полка. Именно в этом полку служил герой известного романа Лермонтова Печорин.

Бульвар открывает Манеж Конногвардейского полка (Конногвардейский бульвар, 2), построенный Кваренги в стиле строгого классицизма. Манеж предназначался для занятий выездкой гвардейцев в зимнее время.
Перед входом в Манеж стоят мраморные скульптурные группы Диоскуров (мифологических близнецов Кастора и Поллукса), сдерживающих вздыбленных коней. Эти сыновья Зевса и Леды олицетворяли в древнегреческой мифологии братскую любовь и преданность и всегда изображались вместе. Интересно, что в XIX в. после возведения рядом Исаакиевского собора сочли кощунственным присутствие неподалеку этих обнаженных статуй языческих персонажей и сняли их с пьедесталов. На свое историческое место они вернулись уже после Великой Отечественной войны. Сейчас в Манеже располагается Центральный выставочный зал, где бывают интересные выставки.

См. также:
Начало пешеходной экскурсии «Петербург за 1 день»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх