Ю. ФельтенЮрий Матвеевич Фельтен (1730-1801) 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В «Списке о состоящих в ведомстве Канцелярии строений архитекторов и мастеров с показанием от роду лет вступления в службу и оклада жалования» в 1766 году архитектору Юрию Фельтену «секунд майорскаго ранга» показано 36 лет, и в этом чине он значится с 1760 года (Рукописная заметка Петрова в бумагах Собко в Публичной библиотеке). Фельтен. Набережная Невы и решетка Летнего сада 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Во время постройки Зимнего дворца Фельтен был правой рукой Растрелли, поручавшего ему множество самостоятельных работ, как это видно из строительных дел Канцелярии, а с выходом его патрона в 1762 году в отставку он заменил его на всех работах по Зимнему дворцу, в котором Екатерина вечно что-нибудь переделывала. В 1762 году императрица поручила ему составить проект для облицовки гранитом левого берега Невы «от Летняго дому до Галернаго двора» . Она, видимо, считала, что это, скорее инженерное, чем чисто архитектурное, сооружение можно поручить и «небольшому» мастеру. Однако как раз подобная задача по плечу только первоклассному художнику, не теряющемуся в мелочах и ни одной минуты не упускающему из виду большого декоративного впечатления. Можно выстроить сотню элегантных особняков и несколько дворцов и все же не справиться с архитектурой набережной, требующей огромного размаха и совсем особых приемов, необычных в других постройках. Фельтен. Работы периода расцвета творчества 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Набережная Невы и решетка Летнего сада казались в XVIII веке прямым чудом и вызывали у всех современников восторженные отзывы. Фельтен сразу становится одним из видных архитекторов и уже в первые годы после начала работ получает от императрицы новое поручение — постройку второго Эрмитажа, или, как его тогда называли, «строения в линию с эрмитажем». Здание это, начатое в 1711 году и оконченное в 1775-м, стоит рядом с деламотовским Эрмитажем и было третьим, построенным по набережной в одну линию с Зимним дворцом, откуда и получило свое старое название. Как Деламот счел нужным для цельности впечатления повторить некоторые приемы Зимнего дворца, так и Фельтен в свою очередь, повторил кое-что из стоящего рядом Эрмитажа, например рустовку и меандровый пояс. Фельтен. Дворцовые работы 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Среди дворцовых работ его надо отметить неудачную пристройку в 1778 году к Большому Царскосельскому дворцу нового флигеля, получившего позже название «Зубовского», так как здесь были «апартаменты кн. П. А. Зубова». Из-за нового каприза императрицы погиб весь растреллиевский павильон с куполом, причем исчезла и грандиозная лестница, «единственная большая лестница», как называла ее Екатерина (Бенуа Александр. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны, с. 93, 110). Фельтен. Церковные сооружения 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Наибольшую популярность Фельтен приобрел своими церковными сооружениями, создав совершенно новый в Петербурге тип церкви — небольшую, уютную и изящную постройку, увенчанную одним куполом. Прежний тип длинной кирки с высокой колокольней и шпицем, какими были все первые церкви Петербурга, постепенно стал исчезать и, наконец, совершенно вымер. Фельтен построил семь церквей, из них четыре лютеранские, две православные и одну армянскую. В лютеранских ему по необходимости приходилось придерживаться удлиненного плана, удобного для лютеранской службы, но он располагал главный фасад на торце — короткой стороне своего вытянутого четырехугольника — и получал на улицу объединенную в один силуэт компактную архитектурную массу. Ю. Фельтен. Церковь Св. Екатерины Фельтен. Чесменская церковь 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Ю. Фельтен. Чесменская церковь Увлечение «китайщиной», характерное для Европы первой половины XVIII века, сменилось во второй половине новой модой — увлечением искусством столь же далеким, но отдаленным не морями и неведомыми странами, а веками. Роль «китайщины», этой милой игрушки, пришедшейся так по вкусу, особенно в родственные ей своим сверканием дни рококо, теперь заняла другая, столь же забавная и любезная, игрушка— игра в готику. Тогда и изобрели эти словечки: «готика» и «готический:», в сущности совершенно нелепые, ровно ничего не определяющие и фактически не отвечающие ни смыслу ни происхождению готики, ничего общего с «готами» не имеющие. Увлечение готикой — вторая стадия эволюции той романтики, которая расцвела затем в начале XIX века. Приелись все одни и те же формы, казавшиеся каким-то заколдованным кругом, и в поисках острых ощущений, а главным образом благодаря постоянной возне с классическими руинами, набрели на руины готических соборов, не менее, если еще не более, живописные. Вперемешку с развалинами римских колоннад на романтических пейзажах тогдашних художников стали все чаще попадаться и развалины готических храмов, от которых было уже рукой подать до воскрешения готики, начавшегося в Англии и оттуда быстро перекинувшегося в Россию вместе с английским садовым искусством. Настоящим воскрешением на самом деле нельзя называть это «поветрие». Ю. Фельтен. Чесменский дворец Фельтен. Постройки последних лет жизни 17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Выйдя в 1784 году в отставку из ведомства Канцелярии строений, Фельтен всецело отдался преподавательской деятельности в академии и окончанию академического здания, в котором он соорудил по старому проекту Деламота вестибюль и оштукатурил главный фасад. Одновременно он занимался частными постройками, и ему именно надо приписать выработку того типа двух- и трехэтажных домов конца XVIII века, которых в Петербурге сохранилось еще с десяток. Фельтен, профессор архитектуры 09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Ю. Фельтен И все же представление о деятельности архитектора Фельтена было бы неполным, если не вспомнить о его прочных связях с Академией художеств. Фельтен. Руководство строительством здания Академии художеств 09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Ю. Фельтен. Чесменская церковь На Фельтена, кроме преподавательской деятельности, были возложены и другие обязанности Кокорина, в частности руководство строительством самого здания Академии художеств, приостановившегося с 1771 года из-за финансовых затруднений. Закладка здания по проекту Ж.Б. Вален-Деламота состоялась 28 июня (7 июля) 1765 года. Деньги на строительство отпускались «из разных мест и в разные времена с 1764 по 1782 год...». В ожидании новых субсидий Фельтен входил в курс дела. Работы возобновились в 1776 году уже под его наблюдением и при непосредственном участии. Новая задержка денег заставила Фельтена весьма резко и категорично высказаться по поводу дальнейшей судьбы здания: «...при неизвестности о получении достальной на застройку нужной суммы, весь по сие время положенной на оное здание капитал подвержен бyдет явной опасности...». Фельтен-педагог 09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Основное время Фельтена было занято преподавательской работой. По решению Совета Академии 30 мая 1775 года «за отъездом господина адъюнкта Деламота архитектурный класс поручается господину профессору Фельтену». С 1 июня 1775 года он был зачислен в штат Академии в звании старшего профессора с жалованьем 600 рублей в год. Ю. Фельтен. Церковь Св. Анны |
|