Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Адмиралтейство

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 1

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Санкт-Петербургское Адмиралтейство есть памятник попечений Петра Великого о заведении в России кораблестроения. Сие обширное здание, распростирающееся по левому берегу Невы, здание, где почти пред самыми окнами императорского дворца сооружаются огромные корабли, нередкие вестники славы оружия и ученых изысканий наших на всех концах Вселенной: сие важное и полезное здание принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества, ибо в счастливое царствование Александра I превосходно перестроил Адмиралтейство, по особенному плану, русский архитектор Захаров.

Обратим беглый взор на историю сего Адмиралтейства. Мысль о заведении в России сильного флота много лет нигде не оставляла великого Преобразователя России. Обогатив ум свой новыми сведениями во время путешествия по Голландии, Франции и Англии, он нетерпеливо обозревал моря, подвластные его скипетру, и учреждал корабельные верфи всюду, где только выгоды представляли возможность; наконец, когда восточные берега Финского залива и устьев Невы были завоеваны им у шведов в 1703 году, он предпринял намерение на месте сих топких болот, посреди лесов диких и непереходимых, основать столицу Российской Империи. Того же года, мая 16 дня, город был заложен и начал постепенно строиться, под главным надзором Меншикова, как генерал-губернатора всех земель и городов, взятых у шведов.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 2

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Строение верфи производилось со всевозможною поспешностию; все нужные для того материалы и пособия были доставляемы из верфей давно заведенных: Олонецкой и Воронежской; равно и суда, высланные в 1705 году к Кронштату на отражение шведов, оттоле же были приведены и здесь только оправлены. Ежегодно присылалось из различных губерний от 15 000 до 40 000 человек для работ городских С.-Петербурга, и в том числе для работ Адмиралтейских; сверх того, собственно для сих последних, были приписаны деревни, лежащие между реками Свирью и Волховом. В 1706 году Петр Великий снова возвратился в С.-Петербург и с удовольствием увидел окончание верфи; самый город увеличился и уже заселялся многими частными лицами.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 3

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

В ноябре 1709 года, Петр I, вероятно, желал именем славной битвы ознаменовать свои будущие морские победы.
В 1718 году Адмиралтейство представляло уже более устроенный вид: все здание было правильно сзади оных возвышался вал и парапет с шестью бастионами, выстроены два больших магазина для корабельных снарядов; число рабочих изб и сараев увеличено, на лугу близ нынешнего места Сената против ворот Адмиралтейства, поставлена камора для разбивки в натуральную величину чертежей корабельных: план ее нарисован и пояснен собственноручно Петром I, за внутренним каналом Адмиралтейства выстроены каменные палаты для мастеровых, а на середине самого здания, над главными воротами, стали выводить второй этаж и башню, украшенную в 1719 году железным шпицом.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 4

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Петр I в конце своего царствования купил несколько военных кораблей у англичан и голландцев: он обыкновенно придавал сим кораблям название приемышей русского флота. Посему неудивительно, что в 1718 году сей флот в Кронштате состоял из 40 военных кораблей и 300 галер. В исходе 1723 года оный заключал в себе: 42 линейных корабля, на коих находилось 14 960 матрозов и 2106 пушек; 300 галер, из коих на больших находилось 300 матрозов и 5 пушек, а на малых 150 матрозов и 3 пушки и сверьх того весьма значительное число других судов различного рода. Из упомянутых сорока двух кораблей 35 выстроены в С.-Петербурге: это показывает быструю деятельность нашего кораблестроения в течение первых осьмнадцати лет существования верфи.
В 1727 году при императрице Екатерине I на месте сего деревянного здания Адмиралтейства было сооружено новое каменное, которое, однако, почти сохранило свое прежнее расположение; только одна средняя башня, будучи со второго яруса мазанковая, не соответствовала новой красоте фасада; наконец, в начале царствования императрицы Анны, она от времени несколько пошатнулась и в 1738 году была заменена каменною; при сем на позолоту шпица, сделанного наверху сей башни, употреблено 5081 червонец, весом 43 1\2 фунта; что по тогдашнему курсу составляло 11 076 рублей 58 копеек Все же издержки на работу шпица вообще стоили 12 907 рублей 84 1\2 копейки.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 5

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

В царствование императора Павла I площадь Адмиралтейская сделалась местом учения войск; тогда внимательный взор государя скоро усмотрел необходимость возобновить дряхлеющее строение Адмиралтейства, которое хотя оставалось дотоле в виде, принятом им в царствование Екатерины I, но каналы, заваленные лесами, изрытый гласис и другие обветшалости уже требовали очищения и поправок. Посему государь Павел I поручил инженеру генерал-лейтенанту Герарду немедленно исправить Адмиралтейскую крепость. На другой же год сие исправление совершилось. Земляные окружные валы были срыты, и вместо их сделаны новые, гораздо выше; все окружили палисадом, который ограничивался гласисом с одним балюстрадом: первый был одет мелким дерном, второй окрашен тогдашнею военною краскою, а на двух угловых к площадям бастионах поставили новые срубы с флагштоками для подъема флагов. Внутренняя площадь Адмиралтейства также много изменилась: ей придали лучший вид выстроением новых каменных мастерских которые были оштукатурены и потом окрашены на голландский вкус, т. е. под цвет и форму кирпича.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 6

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Не входя в подробности построения сего здания, мы приступаем к описанию его наружного вида и хранящихся в нем достопримечательностей.
Вся длина Адмиралтейского фасада составляет 200 сажен. Он имеет три выступа, из которых средний простирается на 10 сажен, а два боковые на 17 сажен.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 7

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Над сим барельефом, по краям выступа, находятся четыре сидящие фигуры, изображающие знаменитых героев древности: Ахиллеса, Аякса, Пирра и Александра Македонского; отдельно от них, у самого выступа, начинает возвышаться башня: первую часть ее составляют 28 колонн ионического ордена: они образуют род галереи, на которую в прежние времена каждый день, в 12 часов пополудни, выходили музыканты и трубили в трубы; поверх сих колонн, над карнизом, стоят 28 круглых фигур из пудожского камня: некоторые из них изображают четыре стихии, другие — четыре времени года, иные — четыре страны света, и т. п. От сего карниза башня идет круглым столбом и оканчивается куполом, в котором вставлены часы на три стороны; выше его простирается фонарь, окруженный небольшою галереек» с легкими железными перилами: с сей-то галереи жители Петербурга получают вестовые знаки необыкновенного возвышения воды в реке Неве, а внутри самого фонаря всегда находится часовой для наблюдения в городе пожара и для извещения о том стоящего внизу караула. От сего фонаря начинается шпиц, вновь покрытый (прежними) вызолоченными листами железа; на самом верху его изображен корабль (высотою 10 футов), ниже коего видна корона и яблоко, имеющее в диаметре 31 фута. Пространство от корабля до яблока занимает 3 фута, а вся высота шпица от поверхности земли составляет 33 сажени.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 8

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Обратимся теперь к боковым сторонам сего здания, из коих одна соседственна императорскому дворцу, а другая обращена к Петровской площади: обе они имеют длины 50 сажен и совершенно сходствуют с двумя первыми, пред сим нами описанными, кроме того, что барельеф фронтона, находящегося на среднем выступе стороны, лежащей ко дворцу, изображает Славу, увенчивающую Науки, а на противоположной стороне оный представляет также Славу, увенчивающую уже военные подвиги Другое несходство состоит в различии каменных фигур: первый на кровле своей имеет фигуры осенних месяцев, а второй летних; сверх этого, в сем последнем вместо трех дверей с гранитными наличниками и чугунною порезкою сделана арка, по сторонам которой лежат два эмблематические изображения рек Енисея и Лены, принадлежащие к произведениям Демута-Малиновского.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 9

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

У левой стороны павильона, ближайшего ко дворцу, в скором времени после наводнения 7 ноября 1824 года сделано четвероугольное деревянное возвышение, на коем поставлена 24-фунтовая пушка: она отныне служит для извещения жителей тремя выстрелами о необыкновенном прибытии воды.

Санкт-Петербургское Адмиралтейство может похвалиться прекрасным, величественным зрелищем, какого не представляет ни одно Адмиралтейство других стран Европы: это спуск корабля пред самыми (венами монаршего жилища. Сие зрелище предшествуется обыкновенно городовыми от полиции повестками накануне назначенного дня. Стечение любопытных бывает чрезвычайное. Адмиралтейство, противоположный берег, крышки и окна домов, на нем находящихся, — все наполняется народом и все одушевлено шумом и движением любопытства.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

П. П. Свиньин. Адмиралтейство - Часть 10

23.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

В самом городе Нева довольно глубока, даже для 130-пушечного (порожнего) корабля; но Кронштатский залив имеет многие мели; посему, для безопасного чрез них прохождения кораблей употребляются камели, т. е. плоскодонные на полумесяц похожие суда; двумя из них окружив корабль, наполняют их водою, так, что они опускаются наравне с нижними пушечными отверстиями; тогда чрез корабль продевают бревна и укрепляют концы их на краях камелей: выпущенная из сих последних вода облегчает их столько, что они, выплывая поднимают вместе с собою корабль.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх