Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Д. Кваренги

ЗДАНИЕ ПОСТРОИЛ КВАРЕНГИ - Часть 1

10.06.2013 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Монументален соседний дом №36 — бывший Екатерининский институт, ныне один из филиалов Российской Национальной библиотеки.

Еще в 1711 году на этом месте Петр I заложил дворец для своей дочери Анны. И назвал этот дворец Итальянским. От этого дворца произошли названия Большой и Малой Итальянских улиц (ныне Итальянская улица и улица Жуковского). Но Итальянский дворец долго пустовал, лишь в 1743 году в нем поселились придворные слуги.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Биржа по проекту Кваренги

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Ближайшие вслед за тем 10—15 лет открывают самый блестящий период творчества Кваренги, когда его архитектурная изобретательность и художественная находчивость становятся все обаятельнее и убедительнее. В 1784 году Кваренги приступил к постройке новой Биржи, которая, по причинам еще недостаточно выясненным, осталась недостроенной. Как видно из современного ее изображения на панораме у Аткинсона, относящейся приблизительно к 1800 году, все стены здания были уже выведены до главного карниза. По рассказам современников и сохранившимся рисункам, все здание состояло из одного огромного зала, закругленного на двух противоположных сторонах. К двум другим его сторонам примыкали выступы с открытыми лоджами-порталами.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Александровский Царскосельский дворец Кваренги

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Вскоре Кваренги получил еще одну постройку, дававшую ему возможность развернуть свои силы,— большой дворец, который Екатерина решила строить в 1792 году для своего внука, будущего императора Александра I. Он выстроил то великолепное здание, за которым сохранилось до сих пор название Александровского Царскосельского дворца. Постройка производилась в течение четырех лет и закончилась в 1796 году, хотя различные изменения вносились и после этого (Яковкин Илья. Описание Села Царского, с. 135; Художественные сокровища России, 1904, с. 158; Сборник Имп. русского исторического общества, т. 23, с. 612).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Работы Кваренги по отделке дворцов

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Зимой, когда прекращались все наружные работы, Кваренги также не сидел без дела и непрерывно бывал занят различными внутренними отделками и переделками всевозможных дворцов. В конце 1780-х и в начале 1790-х годов он переделал для императрицы ряд ее покоев в восточной части Зимнего дворца, выстроил величественный зал для торжественных аудиенций и так называемую Французскую галерею Эрмитажа. Все это великолепие мы знаем теперь только по его проектам да по современным изображениям, так как страшный пожар 1837 года уничтожил почти весь дворец. Архитекторы Стасов, Росси, Штауберт и Александр Брюллов, которым пришлось «восстановлять дворец в прежнем виде», не оставили ни одного куска кваренгиевской архитектуры. Один только Стасов решился сохранить колонны зала, известного в настоящее время под именем Николаевского, изменив, однако, все убранство стен и потолка. Вполне естественно, что вся петербургская знать, и особенно лица, близкие ко двору, непременно хотела себе строить дома в столице и в дальних поместьях по проектам любимого зодчего императрицы.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Частные постройки Кваренги в С-Петербурге

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Из других достоверных частных построек Кваренги надо отметить испорченный дом князя Юсупова на Фонтанке, ныне дом министра путей сообщения, и дом графини Браницкой на Мойке, ныне князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон.
Последний дом был позже перестроен Михайловым-вторым в 1820-х годах, но внутри сохранился еще прекрасный, несомненно ква ренгиевский, зал. При Павле I он выстроил на набережной, по поручению государя, дом князю П. Г. Гагарину, ныне также утративший свой прежний облик, известный нам по сохранившимся чертежам. Кваренги приписывается постройка дома Нарышкина, ныне графа Шувалова, на углу Фонтанки и Итальянской улицы, совершенно перестроенного при Александре II французским архитектором Симоном. Последний пощадил в нем только прекрасный колонный зал, славившийся в старину и известный по чернецовской картине. Наконец, Кваренги составил проект зала для дома графа Н. П. Шереметева на Фонтанке, не исполненный за кончиною графини, и сделал несколько проектов для московских зданий, выстроенных затем местными архитекторами. Ни одно из них не сохранилось (Для гр. А. Р. Воронцова он сделал проект, по которому К. И. Бланк выстроил дом в Немецкой слободе (Архив кн. Воронцова, кн. 17, с. 519).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Постройки Кваренги вне Петербурга

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Наибольшим великолепием из всех частных домов Кваренги отличался знаменитый палаццо князя Безбородко в Москве, в Немецкой слободе, считавшийся, по словам посетившего его в 1797 году короля Станислава-Августа, первым домом в Москве. Канцлер подарил свой дом Павлу I вскоре по восшествии его на престол, но император велел уплатить ему за него 630 000 рублей да вдобавок отвести большое место для нового дома. Знаменитому московскому зодчему Казакову было поручено перестроить кваренгиевское здание под дворец, получивший с этого времени название Слободского дворца. После этой перестройки от прежней архитектуры не осталось, в сущности, почти ничего, как это видно из сохранившихся в архиве Министерства двора казаковских чертежей. Однако вскоре погиб и этот дворец, ибо в 1820-х годах он был сломан, и на его месте Д. И. Жилярди построил существующее до сих пор здание Ремесленного — ныне Технического — училища (Кроме частных домов Кваренги строил что-то в Москве, по-видимому, и для императрицы, по крайней мере, в письмах к Гримму она несколько раз упоминает о каких-то его работах там в 1786 и 1787 годах. Известно лишь, что он принимал участие в перестройке Кремлевского растреллневского дворца и в постройке Екатерининского дворца в Лефортове — ныне Кадетского корпуса. Для последнего он несколько раз присылал в Москву из Петербурга чертежи для наружной и внутренней архитектуры (там же, оп. 16, д. 337, л. 1; д. 384, л. 2).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Постройки Кваренги вне Петербурга, часть 2

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Расставшись со своим Слободским домом, Безбородко тотчас же затеял постройку нового, еще более великолепного. «Я решил пуститься на новое здание,— писал он князю С. Р. Воронцову в ноябре 1797 года,— которое, по крайней мере, потомству покажет, что в наш век и в нашей земле знали вкус. Весною его начнут».
Он снова обратился к Кваренги, который на этот раз превзошел самого себя и создал нечто действительно бесподобное. В июне 1798 года дом был заложен, но канцлер не прожил после этого и года, работы были приостановлены, и дворец так и не вышел из фундаментов. Сохранилось много оригинальных проектов этого здания. Судьбе угодно было сохранить только один из дворцов екатерининских вельмож, выстроенных и украшенных Кваренги. Правда, слово «сохранить» звучит почти иронией, когда в действительности речь идет о здании, стоящем в развалинах и близком к окончательной гибели. Но все же, несмотря на его полуразрушенное состояние, он все еще доставляет незабываемое наслаждение своей архитектурой, как наружной, так и внутренней, хотя израненной, но каким-то чудом еще живущей.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Екатерина II и Кваренги

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Екатерина II была очень привязана к Кваренги, заботливо относилась не только к нему, но и ко всей его семье и интересовалась даже мелкими подробностями его жизни. Она непрестанно пишет о нем Гримму, сообщая о всех его работах, радостях и злоключениях. Из этих писем мы узнаем, что в 1793 году Кваренги потерял свою жену, умершую от родов. Он ее нежно любил и, по словам императрицы, едва не обезумел от горя. «У него осталось на руках тринадцать детей, из которых половина в Италии, а половина здесь,— писала Екатерина по этому поводу.— Он думал рассеяться, предприняв какое-нибудь путешествие, и я посоветовала ему отправиться в Италию и жениться снова. И действительно, он стал подумывать о сестре своей жены, которую считал все еще не замужем».

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Мальтийская церковь Пажеского корпуса

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Другая видная постройка, порученная Павлом I Кваренги,— Мальтийская церковь Пажеского корпуса, построенная в 1798—1800 годах. Скромная по фасаду, церковь эта очень величественна и торжественна внутри. Снаружи автор был связан существующими корпусами растреллиевского здания — бывшего дома графа Воронцова, во дворе которого надо было уместить новое здание. Он мастерски решил в плане эту замысловатую задачу, пробив середину низенького одноэтажного корпуса и приспособив здесь фасад своей церкви, тело которой вынес в сад. В чертежах Кваренги сохранился вариант той же церкви, дающей иное гораздо более красивое архитектурное решение. Сам Кваренги в издании своих чертежей 1810 года называет этот вариант «первым проектом», подчеркивая уже самым его названием мысль, что лично он считал этот проект лучшим.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Кваренги: проект здания Кабинета

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Кваренги принадлежит не только само здание Кабинета, но и красивые ворота из рустованных колонн, выходящие на Невский и повторенные в глубине двора. (По крайней мере, на эрмитажном проекте Кваренги они имеются). К сожалению, и она не имеет проектированной автором наверху балюстрады с красиво завершающими весь антаблемент колоннами. Проект этот издан еще самим Кваренги в 1810 году, и на нем видны и те магазины, которые теперь уже уничтожены. Превосходно решенная аркада магазинов давала логичное и очень архитектурное оправдание массивным трехчетвертным колоннам, идущим вдоль всех стен Кабинета. Теперь арки заложены и в них пробиты окна. Здание Кабинета в первоначальном виде представляло удивительно цельное архитектурное решение. Интересный вариант въезда, решающий его в виде аркады, сохранился в собрании Эрмитажа.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх