Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Гатчина

Растительные орнаменты Белого зала Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Все это убранство в общую структуру зала органически не вошло. На фоне неравноценных и в основном случайно расположенных рельефов обращала на себя внимание легко и свободно размещенная на плоскости стен, сохранившаяся от первоначальной отделки зала орнаментально-декоративная скульптура. Основой многих ее лепных композиций становится реалистически трактованный растительный орнамент. В этом обращении к природе проявилась одна из особенностей искусства второй половины XVIII столетия.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Цветовое решение Белого зала Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Цветовое решение зала могло быть построено на близких, переходящих один в другой оттенках, согласованных с розоватыми наличниками дверей и белой орнаментикой. Излюбленная ринальдиевская гамма, так хорошо известная по Китайскому и Мраморному дворцам, могла быть присуща и Белому залу. Введение цвета в перекрытие, как это было в Парадной столовой Мраморного дворца, в значительной степени объединяло бы все пространство.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Малиновая гостиная Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Расскажем несколько подробнее об отделке Малиновой гостиной. После пожара на обгоревших стенах комнаты обнаружились места установки круглых медальонов и следы лепных орнаментов, которые нельзя приписать ни Ринальди, ни Бренне. Как справедливо указывал Г. Г. Гримм, это является свидетельством того, что в период между работами Ринальди и Бренны здесь трудился какой-то пока неизвестный автор.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Интерьеры Туалетной и Зеленой угловой Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В комнатах, ориентированных в сторону Собственного садика, до войны в значительной степени сохранялась первоначальная отделка. В некоторых интерьерах, например в Овальном будуаре, она была выполнена в какой-то степени в характере архитектурно-декоративных приемов Китайского дворца. Здесь мы встречаем уже знакомое нам по Ораниенбауму сочетание стилизованного растительного орнамента с мотивами рокайля и с реалистически трактованным орнаментом.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Китайская комната Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Как и в Ораниенбауме, в Гатчине нашел применение искусственный мрамор. Мы это уже видели в Белом зале. В Аванзале наличники дверей были из розовато-оранжевого мрамора. Они прекрасно гармонировали с полотнищами дверей наборного дерева. В переходе к Белому залу также сохранялись наличники дверей из искусственного мрамора желтоватого оттенка. В соответствии с размером и назначением комнаты они здесь были более простого рисунка, чем со стороны Аванзала и Белого зала. К орловскому же времени относились характерные мраморные наличники и сами двери в Овальном будуаре, а также наличники дверей двух оттенков в Зеленой угловой, хорошо читавшиеся на фоне гладких стен.

Была во дворце и Китайская комната. О ней упоминает монах Палладий Лавров: «...ходил по саду и в среднем этаже: стены убраны лепною работою очень великолепно, и одна комната убрана по-китайски». Об этом же говорит и письмо адмирала Кушелева Павлу, подтверждающее, что картинная комната «из китайской сделана», «о чем дано повеление архитектору Бренну».

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Перекрытия Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Сохранявшаяся первоначальная отделка дает возможность охарактеризовать композиционные приемы перекрытий и паркетов, положенные Ринальди в основу формирования интерьеров парадного этажа.

Ринальди почти во всех помещениях парадного этажа применил по существу один тип перекрытия. Его середина имела куполообразное углубление. Варьируются лишь высота и крутизна падуги и глубина «куполка».

опубликовано на www.ilovepetersburg.ru

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Перекрытия в небольших комнатах Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В Аванзале в конце XVIII века существенно была изменена вся средняя часть перекрытия. Здесь поместили живописный плафон на аллегорическую тему — перед Беллоной коленопреклоненный Марс. Плафон закрыл эллипсовидной формы плоский «куполок». Общая же схема перекрытия с сильно развитыми падугами здесь сохранялась первоначальной.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Перекрытие Зеленой угловой Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Интересным было перекрытие Зеленой угловой. Довольно высокая падуга была окружена сильно выступающим высоким карнизом. Этот карниз служил как бы рамой заглубленной прямоугольной средней части перекрытия, декорированной венком эллиптической формы. В Зеленой угловой очень нарядна была падуга. На двух противоположных сторонах, по центрам, были помещены барельефные портреты Петра I и Елизаветы. Под ними размещались композиции, состоящие из касок с перьями. На двух других сторона были барельефные портреты Петра II и Екатерины II с одноглавыми орлами; у портрета Екатерины II помещен был еще и штандарт с ее инициалами. Медальоны были окружены изображениями знамен и военных атрибутов. Аналогичными композициями были декорированы углы падуг.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Паркеты Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В комнатах второго этажа главного корпуса дворца хранились и паркеты Ринальди.

В Гатчинском дворце, как и в Китайском, композиция паркетов обычно состояла из двух частей. Однако надо отметить, что в Гатчинском дворце она была менее четко выявлена. Этому способствовало в немалой степени цветовое решение паркета. Если в ряде комнат Китайского дворца предельно четко выявлена двухчастная схема паркета» в цвете — в Овальном зале, в Сиреневой и Голубой гостиных, то в Гатчинском дворце схема эта не так ясно читается именно благодаря цветовому решению. В паркете Овального будуара сложный, изломанного контура центральный медальон не выделен цветом. Составленный в основном из завитков стилизованного растительного орнамента, он как бы растворен в общей кружевной сетке изысканного и свободного рисунка паркета.

Санкт-Петербург, 2014

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Переустройство парадных залов Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К 1796 году были закончены работы по переустройству парадных залов дворца. При этом в некоторые помещения вносятся незначительные изменения, не исказившие замысла Ринальди. На месте же других помещений создаются новые интерьеры. Работа эта была выполнена архитектором В. Бренной. Не исключено участие в этих работах и В. Баженова. Исследователь Гатчины Л. К. Абрамов считает, что именно Баженов «с присущей ему широтой подхода к решению задачи... предложил обширную программу не только по частичному переустройству отдельных помещений, но и включил в план создание совершенно новых интерьеров. Этим объясняется то обстоятельство, что от отделки ряда помещений дворца орловского периода ничего не сохранилось».

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх