Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Гатчина

Перекрытия в небольших комнатах Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В Аванзале в конце XVIII века существенно была изменена вся средняя часть перекрытия. Здесь поместили живописный плафон на аллегорическую тему — перед Беллоной коленопреклоненный Марс. Плафон закрыл эллипсовидной формы плоский «куполок». Общая же схема перекрытия с сильно развитыми падугами здесь сохранялась первоначальной.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Перекрытие Зеленой угловой Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Интересным было перекрытие Зеленой угловой. Довольно высокая падуга была окружена сильно выступающим высоким карнизом. Этот карниз служил как бы рамой заглубленной прямоугольной средней части перекрытия, декорированной венком эллиптической формы. В Зеленой угловой очень нарядна была падуга. На двух противоположных сторонах, по центрам, были помещены барельефные портреты Петра I и Елизаветы. Под ними размещались композиции, состоящие из касок с перьями. На двух других сторона были барельефные портреты Петра II и Екатерины II с одноглавыми орлами; у портрета Екатерины II помещен был еще и штандарт с ее инициалами. Медальоны были окружены изображениями знамен и военных атрибутов. Аналогичными композициями были декорированы углы падуг.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Паркеты Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В комнатах второго этажа главного корпуса дворца хранились и паркеты Ринальди.

В Гатчинском дворце, как и в Китайском, композиция паркетов обычно состояла из двух частей. Однако надо отметить, что в Гатчинском дворце она была менее четко выявлена. Этому способствовало в немалой степени цветовое решение паркета. Если в ряде комнат Китайского дворца предельно четко выявлена двухчастная схема паркета» в цвете — в Овальном зале, в Сиреневой и Голубой гостиных, то в Гатчинском дворце схема эта не так ясно читается именно благодаря цветовому решению. В паркете Овального будуара сложный, изломанного контура центральный медальон не выделен цветом. Составленный в основном из завитков стилизованного растительного орнамента, он как бы растворен в общей кружевной сетке изысканного и свободного рисунка паркета.

Санкт-Петербург, 2014

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Переустройство парадных залов Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К 1796 году были закончены работы по переустройству парадных залов дворца. При этом в некоторые помещения вносятся незначительные изменения, не исказившие замысла Ринальди. На месте же других помещений создаются новые интерьеры. Работа эта была выполнена архитектором В. Бренной. Не исключено участие в этих работах и В. Баженова. Исследователь Гатчины Л. К. Абрамов считает, что именно Баженов «с присущей ему широтой подхода к решению задачи... предложил обширную программу не только по частичному переустройству отдельных помещений, но и включил в план создание совершенно новых интерьеров. Этим объясняется то обстоятельство, что от отделки ряда помещений дворца орловского периода ничего не сохранилось».

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Гатчинский парк

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

«Суровое и строгое здание, превратившееся в свою собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено непередаваемого очарования, оно кажется воспоминанием о самом себе, оно окружено задумчивостью прошлого. И в необыкновенной гармонии с этим замечательным зданием находится Гатчинский парк», — писал А. В. Луначарский. И действительно, необычный и своеобразный дворец, сооруженный из серого камня, прекрасно сочетается с окружающей его природой — лесами, озерами.

За его центральным корпусом раскинулся пейзажный парк, в создании которого разграничиваются два периода. Первый период охватывает 1766—1783 годы. Это время постройки замка-дворца, и создания по существу усадьбы с обширным зверинцем, центральная часть которого была превращена в парк — один из самых ранних пейзажных парков России. Во второй период, в 1783 — 1801 годах, перестраивается дворец, дальнейшее развитие получает пейзажный парк. В это же время появляются участки с регулярной планировкой, что, однако, не нарушило стилистического единства всего ансамбля Парка.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Восьмигранный колодец и Колонна орла

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Своеобразной геологической особенностью Ижорской возвышенности, на которой расположена Гатчина, является наличие многочисленных ключей. Один из источников на территории Гатчины выходит на поверхность недалеко от Собственного сада и Серебряного озера, в которое по подземной трубе стекает его прозрачная вода. Этот бьющий из земли родник, образующий небольшой бассейн, заключен в восьмигранную каменную оправу. Его верхнее профилированное ребро было сделано сразу же из гранита. Стенки же бассейна-колодца были первоначально выполнены из пудожского камня, и лишь во время ремонтных работ XIX века пудожская плита была заменена массивными гранитными блоками.

Уже в конце XVIII века колодец был центром красиво уголка парка, вокруг которого была создана площадка, обсаженная кустарником. Со стороны Карпина пруда тогда ж была устроена каменная лестница, дошедшая до наших дней.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Сооружение террасы-пристани Голландского сада

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

До наших дней привлекают внимание красиво отделанные откосы террас Голландского сада. Клены, расположенные вдоль террас Верхнего сада, которые осенью создают яркий убор этой части парка, были посажены в XIX веке. В XVIII же веке на террасах стояли ряды штамбовых деревьев. Возможно, что композиция возвышающихся друг над другом террас была задумана Ринальди. Подтверждением этого суждения может быть работа Ринальди по созданию парка при дворце Петра III в Ораниенбауме, в котором Ринальди использовал аналогичные приемы композиции, характерные для итальянских парков.

В 1790 — 1792 годах на берегу Длинного острова на одной оси с дворцом была сооружена терраса и парадная пристань. Стены пристани, выполненные из пудожского камня, поднимаются из кристально прозрачного Белого озера. Две широкие лестницы, по тридцать две ступени каждая, охватывая стены по краям, пологими маршами спускаются к воде. Балюстрада пристани украшена четырьмя мраморными статуями, восемнадцатью вазами из пудожского камня, а у ступеней, ведущих на террасу, со стороны сада, поставлены два каменных льва.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Белый зал Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Белый зал — самый большой во дворце. Он был парадным залом. Прямоугольный в плане, он занимал центральную часть основного корпуса дворца и был обращен своими пятью большими окнами-дверями с полуциркульными завершениями в сторону балкона-террасы, выходящей на парадный двор.

Белый зал, каким мы его знали до Великой Отечественной войны, сохранялся в реконструкции Бренны, осуществленной в 1796-1797 годах. Несмотря на привнесенные изменения, многое в Белом зале соответствовало его первоначальному облику. Прежде всего, был в известной степени сохранен архитектурный облик зала, основой которого был ордер. Стены Белого зала, расчлененные пилястрами коринфского ордера, были как бы установлены на пьедесталы образованные панелью. Она проходила по всему периметру зала. Пилястры поддерживали малый по высоте антаблемент, вернее, часть его — архитрав, над которым начиналась падуга перекрытия. Центр перекрытия состоял из трех частей. В средней первоначально было куполообразное углубление. Бренна закрыл его живописным плафоном «Геркулес на распутье между пороком и добродетелью» неаполитанского живописца XVIII века Джузеппе Бонито. Это существенно нарушило первоначальную объемно-пространственную композицию зала. С уничтожением «куполка» зал стал приземистым. Отсутствие полного антаблемента сделало композиционно неоправданным архитрав, который несли пилястры.

www.ilovepetersburg.ru

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Скульптура Белого зала Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Белый зал был насыщен декоративной скульптурой. Его орнаментальная скульптура в основном сохранилась от орловского времени, барельефы же, различные и по стилю и по композиции, были привнесены в павловское время.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Растительные орнаменты Белого зала Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Все это убранство в общую структуру зала органически не вошло. На фоне неравноценных и в основном случайно расположенных рельефов обращала на себя внимание легко и свободно размещенная на плоскости стен, сохранившаяся от первоначальной отделки зала орнаментально-декоративная скульптура. Основой многих ее лепных композиций становится реалистически трактованный растительный орнамент. В этом обращении к природе проявилась одна из особенностей искусства второй половины XVIII столетия.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх