Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Антонио Ринальди

Переустройство парадных залов Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К 1796 году были закончены работы по переустройству парадных залов дворца. При этом в некоторые помещения вносятся незначительные изменения, не исказившие замысла Ринальди. На месте же других помещений создаются новые интерьеры. Работа эта была выполнена архитектором В. Бренной. Не исключено участие в этих работах и В. Баженова. Исследователь Гатчины Л. К. Абрамов считает, что именно Баженов «с присущей ему широтой подхода к решению задачи... предложил обширную программу не только по частичному переустройству отдельных помещений, но и включил в план создание совершенно новых интерьеров. Этим объясняется то обстоятельство, что от отделки ряда помещений дворца орловского периода ничего не сохранилось».

Мы не знаем, какова была первоначальная внутренняя отделка полуциркульных флигелей и каре. В организации внутреннего пространства им принадлежала подчиненная роль, и, учитывая утилитарное назначение располагавшихся в них помещений, отделка их, по-видимому, не представляла художественного интереса. Поэтому создание торжественной Чесменской галереи на месте шести комнат левого «полуциркуля» и Греческой галереи, представлявшей своеобразный музей в бывшей лоджии правого «полуциркуля», было вполне закономерным, не говоря уже о том, что оба эти зала — интересные и ценные памятники архитектуры конца XVIII века.

Очень жаль, что до нас не дошла ринальдиевская анфилада залов, обращенных в парк. Уничтожение их в конце XVIII века было варварством. И тем не менее нельзя не признать, что вновь созданные четыре зала этой анфилады—Мраморная столовая, Тронная Павла, Малиновая гостиная и Парадная опочивальня — нарядные и интересные интерьеры.

В какой-то степени можно понять, что зодчий то ли под нажимом заказчика, то ли стремясь создать новые интерьеры, рассматривал эти помещения просто как коробку. Он создал произведения меньшей художественной значимости, чем интерьеры Ринальди, но цельные по своему композиционному замыслу.

Искажение первоначальных ринальдиевских интерьеров совершенно необъяснимо. Как мы видели, все изменения которые вводились в конце XVIII века в интерьеры центрального корпуса дворца, ухудшали их. Были введены чуждые декоративные элементы, нарушена композиционная цельность интерьера, уничтожены характерные ринальдиевские «куполки». Непонятно, зачем было Бренне, а может, и Баженову, нарушать композиционный строй центрального и самого нарядного зала дворца — Белого, не только вводя чуждые декоративные элементы, но и перекрыв «куполок» живописным плафоном. Ведь тем самым были разрушены хорошо продуманные пропорциональные соотношения и цельность композиции...

С интерьерами Гатчинского дворца на полстолетия раньше произошло то же, что и с интерьерами Мраморного дворца по воле А. П. Брюллова. Поэтому с особой признательностью следует отметить деятельность Р. И. Кузьмина — современника А. П. Брюллова, который с большой бережностью и тактом отнесся к реконструкции не только внешнего облика Гатчинского дворца, но и его интерьеров.

По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»

Санкт-Петербург, 1703

Другие записи с тегом Антонио Ринальди

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх