|
- 16 мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость. Эта дата считается днем рождения города.
- 4 самых крупных острова в дельте Невы: Васильевский (1050 гектар), Петроградский (570 гектар), Крестовский (420 гектар) и Декабристов (после слияния с островом Вольным 410 гектар)
- В XIX веке в Санкт-Петербурге было 21 Александровская улица.
- В Неву впадает 26 рек и ручьев. Самые большие реки: Черная (впадает в Неву близ Петрокрепости, длина 30 км), Мойка (27 км), Мга (77 км), Тосна (118 км), Ижора (65 км), Славянка (39 км) и Большая Охта (93 км)
- В Петербурге, в начале XX века, уже были тротуары.... что отличало его от многих городов Европы. В центре города их делали, как правило, из путиловской плиты — известняка, который доставляли из Путиловской волости Шлиссельбургского уезда.
- Во времена Петра I город назывался Санкт-Петербурх, в окружении царя его называли Парадизом (в переводе с французского — Рай), так же Питерпол, Петри.
- Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург была доставлена коллекция из 225 картин, купленная по распоряжению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского.
- До 1917 года на Невском проспекте размещались 40 из 78 существующих в столице банков, банкирских домов и банковских отделений, а также 24 из 34 банкирских контор.
- Дорога на Турухтанные острова. Самое длинное название улицы в Санкт-Петербурге — «Дорога на Турухтанные острова». Происхождение этого названия установить трудно. Возможно, оно связано с бывшим характером производства в районе реки Екатерингофки.
- Название реки Нева, по-видимому, произошло от древнего наименования Ладожского озера - Нево, что в переводе с финского означает "морской залив" или "море".
- Небесные покровители Санкт-Петербурга: Пресвятая Троица — в день празднования Троицы был заложен Петербург, апостолы Петр и Павел — в честь апостола Петра был назван город, святой князь Александр Невский, блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштатский и Царь-мученик Николай.
- Основные острова, имеющие названия, на которых раскинулся Санкт-Петербург: Петроградский, Заячий, Кронверкский, Аптекарский, Крестовский, Каменный, Елагин, Петровский, Серный, Декабристов, Васильевский, Адмиралтейский, Ново-Адмиралтейский, Новая Голландия, Матисов, Коломенский, Казанский, Спасский, Покровский, Канонерский, Гутуевский, Белый, Кривая Дамба, Малый Резвый, Березовый, Грязный, Монастырский, Дамба Гребенка, Екатерингофский.
- Первая городская больница - Обуховская - была открыта в 1780 году. Больница имела 10 человек персонала и была рассчитана на 300-400 коек. Пребывание в ней в течение месяца обходилось больному в 4 рубля.
- Первая по времени создания гранитная набережная Невы - Дворцовая набережная, строительство ее было осуществлено в 1763-1767 г.
- Первые в России и Петербурге авто/мотогонки прошли 23 октября 1898 г. Они были устроены обществом велосипедной езды на дистанции 39 верст (41,6 км ) - от станции Александровская до поворота на станцию Стрельна и обратно. В гонках участвовало семь трициклов. Участвовавший вне конкурса автомобиль «Бенц» пришел к финишу последним. Скорость победителя составила примерно 26 км в час.
- Первые официальные названия улиц в Санкт-Петербурге появились лишь в 1738 году, спустя 35 лет со дня основания. Петр I не подумал о такой малости, закладывая новый город. Первые таблички с названиями были установлены на зданиях в центре города только в 1768 году, по приказу Екатерины II. Одну из них до сих пор можно увидеть на здании Старого Эрмитажа.
- Первые правительственные распоряжения об устройстве набережных в Санкт-Петербурге появились в 1715 году. Владельцы домов на берегу, согласно специальному указу, должны были приготовить к сентябрю каждый против своего дома «паженые сваи», т. е. одна свая входит продольным гребнем в паз другой.
- Первые уличные скамейки появились на улицах Петербурга после того, как Городская дума одобрила внесенное 6 июля 1865 года предложение о необходимости поставить их на улицах для отдыха прохожих.
- Первый автомобиль на улицах Петербурга появился в 1895 году. Привез его из-за границы архитектор А. К. Жиргалев, стоил он три тысячи рублей. Скорость автомобиля доходила до 26 км в час. Запаса бензина хватало на шесть часов езды. Появление автомобиля вызвало шумиху в прессе. Газета «Нива» заметила , что появление автомобилей сопровождалось «кое-какими неприятными приключениями вследствие панического испуга не привыкших к ним наших лошадей». К концу года в Петербурге насчитывалось уже 15 автомобилей.
- Первый асфальт на мостовых Петербурга появился 6 июля 1838 г. Делалось это так: тротуар вокруг Исаакиевского собора предварительно был выложен кирпичом. В расплавленную асфальтовую массу засыпали куски гранита, затем вылили ее на заготовленное место, посыпали дробленым гранитом и разровняли. На следующий год было заасфальтировано 210 квадратных метров тротуара и мостовой около Тучкова моста.
- Первый металлический мост в Петербурге - Полицейский мост через Мойку. Позже переименован в Зеленый, позже носил имя Народный, теперь опять Зеленый.
- Первый мост, сооруженный в Санкт-Петербурге - Петровский плашкоутный, в 1887 г. переименованный в Иоанновский. Мост соединяет Заячий остров с Петроградским.
- Первый наплавной мост, сооруженный через Неву - Исаакиевский, был возведен в 1727 г. по приказу А. Меншикова. Мост связал левый берег Невы с Васильевским островом.
- Первый постоянный мост через Неву - Благовещенский, соеденивший левый берег Невы с Васильевским островом. В 1855 году мост был переименован в Николаевский, позже носил имя Лейтенанта Шмидта, ныне мосту вернули историческое название.
- Петербургская топонимика: из набережных Санкт-Петербурга самому большому количеству переименований подверглась набережная Кутузова — ее переименовывали 5 раз.
- Протяженность реки Невы составляет 74 км. В черте города — 28 км.
- Самая большая глубина Невы у Литейного моста – 24 метра.
- Самая короткая улица в Санкт-Петербурге — Малая Садовая. Ее длина всего 179, а ширина 20 метров. Она проходит между Невским проспектом и Итальянской улицей.
- Самые значительные наводнения в Петербурге: 10 сентября 1777 года, 7 ноября 1824 года и 23 сентября 1924 года.
- Самый длинный мост Петербурга - мост Александра Невского, его длина с учетом пандусов - 909 м.
- Самый протяженный канал в Петербурге - Обводный, его длина 8 км. Он был прорыт в 1805-1834 годах по проекту И. Герарда и П. Базена. В прошлом это был кратчайший путь из морского порта в речной порт, расположенный близ Александро-Невской Лавры.
- Самый широкий мост в Петербурге - Синий мост через Мойку. Его ширина 99,95 метра.
- Старое название Финского залива - Котлинское озеро. Преобладающая глубина его в Невской губе - 3-5 метров. Средняя глубина залива 38 м.
- Тарифы за переправу через первый наплавной мост Петербурга: с пеших - 1 копейка, с возов - 2 копейки, с карет и колясок - 5 копеек, с 10 мелких скотин - 2 копейки, с судов (с разводом моста) - 1 рубль.
- Торцовые мостовые в Санкт-Петербурге. Первыми в мире улицами с торцовым мощением (из деревянных шестиугольных шашек-торцов) стали части Большой Морской и Миллионной улиц. Произошло это в 1820 году. А через 12 лет подобным образом замостили участок Невского проспекта от Адмиралтейства до Фонтанки. Изобретатель мостовой В. Гурьев считал, что предложенный им способ спасает дома от вибрации, лошадей — от разбитых ног, экипажи — от разрушения, а «здоровье людей... получило новый быт от приятной езды». Правда, во время многочисленных наводнений торцевые мостовые "уплывали", а то что оставалось, приходилось укладывать по-новому...
- Самая узкая улица Петербурга находится на Васильевском острове между Румянцевским садом и Средним проспектом.
В прошлом это Соловьевский переулок, ныне улица Репина. Ширина улицы со стороны Румянцевского сада — 5,5 метра, со стороны Среднего проспекта — 5,8 метра, а в некоторых отрезках центральной части улицы — 6 метров.
|
|
|
|