Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Культурная программа: куда сходить и что посмотреть в Петербурге

Музей почвоведения имени Докучаева

21.04.2015 раздел: Lifestyle Санкт-Петербург 0 комментариев

Благодаря В. В. Докучаеву, почву начали изучать, как самостоятельное естественное историческое тело, имеющее особое происхождение, свои свойства и пространственное строго определённое положение. Натуралист старался широко распространить именно такое представление о почве, неустанно добиваясь организации первого в мире музея – центра с научной пропагандой почвоведения. Докучаев с 1879 года прилагал значительные усилия, чтобы основать почвенное учреждение, обращаясь в разные инстанции, старался добиться поддержки своей идеи от общества. Он много лет отдал на исследование почв, а также природных условий России, сильно содействуя разрешению больших практических задач, считал, что в основе земледелия должно присутствовать естественноисторическое широкое изучения всех российских «главных полос».

1-pochva.jpg

Но в царской бюрократической России было трудно доказать, насколько необходимо почвенное учреждения, аналогов которого нет в странах Западной Европы, хотя очевидная жизненность идей почвоведения Докучаева, практическая направленность исследований данной новой науки, имевшей задачу сделать отечество более процветающим, были налицо.

Уже когда Докучаев умер, его ученики приложили усилия к тому, чтобы при Вольном экономическом обществе открылся в 1904 году Центральный почвенный музей. Его первыми экспонатами стали коллекции выдающегося натуралиста, экспонировавшиеся в российских городах, а также в Чикаго, Париже, и сыгравшие огромную роль в пропагандировавшемся генетическом почвоведении в Европе и Америке.

Центральный раздел музейной экспозиции раскрывал условия формирования почвы в качестве природного самостоятельного тела, другие разделы рассказывали о почве природных зон, в большей степени, европейской части российского государства. Выдержан в них был единообразный способ показа экспонатов. Первый план демонстрировал небольшой монолит самой типичной для какой-либо зоны почвы. Второй представлял насыпные образцы иных почв, распространённых в данной зоне.

Географический принцип демонстрации почв, как очень важного компонента в природной среде, предложенный В. Докучаевым, и послуживший основой для первой экспозиции, с того времени стал руководящим принципом экспозиционного построения.

Музей в первые же годы своего существования стал крупнейшим научным центром почвоведения. Ещё с первой программы, которую разработал Докучаев, его деятельность связывалась с настоящим науки и её будущем, с возрастающей значимостью почвоведения в сельскохозяйственном производстве, общественной жизни в целом.

При учреждении открыли библиотеку и аналитическую лабораторию, подготавливали материал по пересоставлению карты почв России, популяризировали широко почвенные знания у студентов, имевших сельскохозяйственный профиль, оказывали помощь специалистам, решавшим теоретические вопросы почвоведения и научно обрабатывавших почвенные коллекции.

Но вскоре выяснилось, что музею не по силам все задачи, что были перед ним поставлены. В первую очередь, не доставало материальных средств. Чтобы учреждение поддерживало и развивало свою деятельность, в год отпускалось всего 300-500 рублей. В период 1913-1915 годов было выделено только 183 рубля. Уже в первые несколько лет работы, общая музейная площадь, составлявшая 130 кв. м, не могла размещать быстро возрастающее количество поступающих материалов почвенных исследований в полях. Отсутствие конкретного плана расширения экспозиции, отрицательные условия хранения образцов почв наряду с нехваткой средств и места создали серьёзные трудности в пропагандистской и научной деятельности музея.

Из-за того, что почвенные исследования развивались всё шире и шире, и после осознания того, что надо концентрировать их результаты, а также открыть в некоторых городах местные музеи подобного типа, мысли почвоведов снова начали обращаться к судьбе основного музея почвоведения, ведь именно он значительно пропагандировал достижения в этой области.

Так в 1917 году А. Панков предложил новый проект музейной экспозиции, отчётливо раскрывавший преемственность основной задачи главного музея почвоведения – отвечать, как на научные, так и на практические запросы. Впоследствии, это стало обязательным условием деятельности данного учреждения.

Содержание экспозиции отражало бы последние успехи при исследовании почв. Планировалось, что коллекция почвообразующих пород будет объяснять, как они влияют на водный почвенный режим и передвижение в профиле солей. Наличие этой взаимосвязи установили Г. Высоцкий, Н. Димо и П. Отоцкий, изучая соляной и водный режим почв. А. Панков считал, что экспозиция, характеризующая почвенный покров в природных зонах, внимание должна акцентировать на демонстрации почвенных комбинаций, после, свойственного для каждой зоны, неоднородного покрова.

Панков считал, что эта коллекция даст не только действительное представление о почвенных зонах, но и представление совокупности всех факторов почвоведения каждой зоны или её части, а в большинстве случаев ясно укажет на оригинальность любого из районов. Он впервые предложил сделать экспозицию, рассматривающую, какое воздействие на почву оказывает человек. Данный отдел должен был стать связующим звеном между практическим и теоретическим почвоведением. В них планировалось данные о почвы сосредоточить, как функции труда человека с полным о них объёмом знания и производственной оценкой.

Все проекты реализованы не были, но принципы и идеи организации самого наглядного метода пропаганды науки из проектов периода становления учреждения, стали основой в его дальнейшем развитии.

После 1917 года музей почвоведения в составе Докучаевского комитета включили в отдел почв, который сформировался при Постоянной комиссии, изучавшей естественные производительные силы СССР. И с этим связан новый качественный этап его развития. Под руководством Б. Полынова в 1925 году новое выставочное помещение развернуло экспозицию, имевшую четыре отдела. На четырёх витринах первого из них были показаны такие явления, как выветривание и почвообразование, систематическая коллекция, состоявшая из монолитов главных почвенных типов. В этих коллекциях хотя и присутствовала демонстрация растительного покрова, всё же в них больше отражалось геологическое направление почвоведения, господствовавшее в те времена.

Два других отдела посвящались почвам из самых изученных тогда районов Азиатской и Европейской части СССР. Первый раз в экспозиции был создан исторический отдел, куда вошла только коллекция В. Докучаева.

В 1929 году музейная экспозиция находилась в специальных шкафах и витринах. Всего демонстрировалось 137 монолитов. В экспозиции, кроме почв, содержалось восемь коллекций с образцами продуктов выветривания горных пород, которые иллюстрировали особенности структуры почв, их цветов и грунтов, деятельным функциям роющих животных, разложение лесных подстилок и древесины грибами. Картографическая экспозиционная часть представляла почвенные карты СССР, Азиатской и Европейской частей России, острова Сахалин, климатическую и ботанико-географическую карты Союза.

Когда организовали Почвенный институт, сосредоточивший лучших научных специалистов в сфере почвоведения, музей стал его подразделением, и получил реальную возможность для того, чтобы всесторонне развиваться. Уже в 1930 году образовалась группа по музейной реконструкции, куда вошли многие почвоведы. Они констатировали, что в существующей экспозиции не отражаются в полной мере не процессы образования почв, ни почвенный покров государства. В музее не было хозяйственной характеристики почв, ни материалов по их плодородию, не освящались процессы во время мелиорации. Группа посчитала, что здесь срочно требуется реконструкция. Её члены считали, что в музее должно отражаться положение науки о почве на данный момент, по возможности должны быть полно представлены разности и типы, что характеризуют покров всех зон, и почву надо представить, как естественно производительную силу.

По реконструкционному плану музей подразделялся на систематический, демонстрационный и педагогический или научно-популяризационный отделы. Демонстрационная часть, в свою очередь, состояла из почвенно-географического и вводных отделов.

Задачей последнего с экспозицией, ориентированной на большое количество посетителей, состояла в том, чтобы раскрыть историческую последовательность в процессе образования почв и различий его, зависящих от внешних условий. В основе распределения материала лёг географический принцип, который позволяет выявить, чем связаны между собой почвообразовательные процессы и физико-географические условия. В каждой из зон, от тундровой до зоны пустынь, и горных областях, планировалось осуществить демонстрацию природных условий, стадии процесса образования почв, их разновидностей и типов, вариантов покрова отдельных участков зоны.

В плане реконструкции широко использовался тематический способ показа материала экспозиции. Хотя каждая из почвенных зон выделялась по типу почв преобладающему, экспозиция рассматривала все основные процессы образования почв.

Плановое развитие исследований выявило новые закономерности географического почвенного распределения. Введённое Л. Прасоловым в 1916 году понятие о провинциях с почвами блестяще подтвердилось во время обширного регионального почвенно-географического изучения страны. Провинции были продемонстрированы сочетанием показа монолитов из почв с иллюстрацией геологических, геоморфологических и прочих особенностей природы, выделялась и провинциальная специфика хозяйственного применения почв.

Музейному научно-популяризационному отделу ставили задачу выработать методы преподавания в техникумах и средних школах почвоведения, всемирно пропагандировать знания о почве, изготавливать типовые почвенные отделы, организовывать почвенные отделы в краевых музеях, уголки музея почв в избах-читальнях.

В 1930 году музеем была выполнена большая работа по сбору материалов исследования почв по всему государству. Он продемонстрировал на II Международном конгрессе почвоведов успехи советского почвоведения в областях теории и практики, ярко показал методологические основы почвенной науки.

В мастерской наглядных пособий по заказам изготовлялись коллекции монолитов, а также коробочных образцов зональных типичных почв, их цветов и структуры, образцов почв разного механического состава. О том, как разрастался интерес к почвоведению, говорят коллекционные заказы, которые получил музей от всевозможных учреждений.

В реконструкционном плане музея на особом месте находился систематический отдел, составлявший систематические коллекции (коробочные образцы) разностей и типов почв, что встречались в СССР, уточнял и развивал систематики почв, выявлял почвенные провинции.

Что насчёт пропаганды знаний почвы, то здесь музей добился значительных результатов. Если в 1928 году количество посетителей в нём составляло 471, то 1932 году оно возросло до 4202 человека. Благодаря осуществлению плана реконструкции, росла популярность музея. В 1933 году выставочный зал имел площадь в тысячу квадратных метров, было помещение, где хранились коллекционные фонды. С помощью лабораторий института, обеспечивались потребности учреждения в аналитической характеристике почв-экспонатов.

Когда почвенный институт перевели в 1934 году в Москву, музей лишился основной базы, пополнявшей экспозицию, и повседневной помощи видных почвоведов. Систематическую почвенную коллекцию передали институту, мастерскую, изготавливавшую коллекции, ликвидировали. Из-за сокращения музейной площади до 600 кв. м возможности пополнять экспозицию стали ограниченными. Но всё же малочисленный штат работников музея с Ю. Шокальской и Г. Боч самоотверженно продолжал выполнять поставленные цели.

В новом помещении выставили 596 почвенных монолитов, пополнили и улучшили экспозицию. Проводили систематизацию материала экспозиций. Создали новый отдел почвенной эрозии. В 1937 году начали организовывать собственную библиотеку музея, которая стала важным звеном, пропагандирующем знания о почве.

В 1946 году, в связи со 100-летним юбилеем дня рождения Докучаева, правительство издало специальное постановление, и музей Почвенного института стал Центральным музеем почвоведения имени В. В. Докучаева АН СССР. Так были признаны не только заслуги перед страной этого выдающегося человека, но и та большая роль, какую почвоведение сыграло в развитии отечественного народного хозяйства. Тогда в музее уже была уникальная коллекция почв и прочих экспонатов.

Из-за возрастающей роли почвоведения в народном хозяйстве, новых успехов в науке и переходе почвоведения в цикл наук биологических, перед музейными коллективом встали более трудные задачи. Полученная в 1950 году дополнительная площадь для экспозиции предоставила возможность начать здесь реконструкционные работы по новому генеральному проекту, который был составлен во главе с З. Шокальской. Помимо изменений экспозиции в объёме и содержании, улучшили внешнее оформление экспонатов, изложили более конкретно материал. Когда в экспозицию ввели картины, макеты, множество диорам, стало лучше освящаться влияние биологических процессов на почвообразование, наглядно представлены типы ландшафтов с характерными почвенными комбинациями.

Центральную музейную экспозицию отвели под художественно оформленное популярное изложение перспектив развитий производства сельского хозяйства страны, пропаганде исследования почвоведения.

В 1961 году музей повторно стал частью Почвенного института имени Докучаева ВАСХНИЛ.

Музей находится в составе комитета Международного совета музеев (ИКОМ России). Также он член союза музейных творческих работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Экспозиция знакомит с географией почв нашей страны, историей отечественного почвоведения. Вас, наверняка, заинтересуют почвенные монолиты – вертикальные срезы почв с ненарушенным строением. Около них находятся экземпляры горных пород и растений, картины и художественные диорамы, которые воспроизводят их естественную среду «обитания». Кроме того, вы вряд ли обойдёте стороной почвенный глобус с диаметров 1,2, показывающий расположение зон почв по всей нашей планете. Музей художественно оформлялся с участием многих художников. Ещё здесь создали серию научно-популярных фильмов о почвоведении и экологии.

У новой экспозиции «Подземное царство» вид огромного «внутрипочвенного хода» в чернозёме, по какому посетители могут не спеша передвигаться, ощущая себя настоящими подземными жителями. Чтобы ощущение было полным, используются современнейшие технологии: специально отснятые анимационные видеофильмы, световые эффекты, лайтбоксы, фотографии, также традиционные муляжи, бутафория, макеты. Чтобы не охватывал страх в темноте, выдаются фонарики. Путешествуя по недрам земли, можно ознакомиться с большим количеством обитателей почв и узнать о важнейших её функциях.

Время работы: понедельник-пятница, 11:00-17:00

Адрес: Санкт-Петербург, Биржевой переулок, 6

Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх