Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Из Петербурга в Эстонию

Воскресенский собор

26.06.2015 раздел: Lifestyle Санкт-Петербург 0 комментариев

Первый раз строительство православного собора упоминается ещё в 1873 году. Именно тогда выдвинули предложение по сооружению храма рядом с Нарвой для Рабочих Кренгольмской мануфактуры, ведь из десяти тысяч работников фабрики около половины были православными. Строительство храма отложили «до приискания средств».

Новый эстляндский губернатор князь С. В. Шаховский в сентябре 1889-го направил письмо управляющему Кренгольмской мануфактуры Ю. Андре, где предлагал в форме мягкой, но настойчивой, построить для православных работников фабрики храм. В результате, 5 августа 1890 года состоялась его закладка, приуроченная к посещению города Нарвы Александром III, который здесь официально встречался с германским императором Вильгельмом II. В тот день Александр в главном нарвском храме – Свято-Преображенском соборе лично положил после литургии первый камень будущего собора, и ударил по нему трижды молотком. Место закладки было освящено, после чего, русский государь ознакомился с планом сооружения храма. Ноябрь 1786 года ознаменовался первой литургией в построенной обители, когда был освящён главный престол и весь храм. Проводил её архиепископ Рижский и Митавский Арсений.

narva_voskresensk_sobor.jpg

Составлял проект Воскресенского собора Кренгольмский зодчий Павел Алиш. Эта церковь имела кардинальные различия от уже выстроенных сакральных нарвских строений. Вероятно, её не зря построили возле железной дороги, потому что тогда вид из оконного окна, с точки зрения эстетики, был не столь важен, по сравнению с видом с обычной дороги или реки. Помимо этого, во время строительства акцент делали на то, чтобы обитель просматривалась, как строение цельное, от фундамента до креста, в противовес аналогичного сооружения средневековой Нарвы, где религиозную идея выделялась только верхней своей частью, или же шпилём.

Строили Воскресенский собор в Византийском стиле, чтобы подчеркнуть духовную преемственность между Константинополем и Москвой. Данный стиль оказался в русской архитектуре в 1830-х годах, сменив классицизм. Тяжёлый приземистый объём собора увенчали такие же монументальные купола. Само здание выстроено из тёмного и светлого облицовочного кирпича, слои какого чередуются между собой. Когда смотришь на план собора, то прослеживаются очертания креста. Особенность храма – это четыре портала с мозаичными образами: святого Александра Невского, Николая Чудотворца, бессребреников Дамиана и Косьмы и Богородицы Всех Скорбящих Радость. Первоначально задумывалось, что порталы будут являться дополнительными входами в храм, однако их потом заложили ради безопасности.

narva_voskresensk_sobor_02.jpg

На звоннице находятся три больших и три малых колокола. На главном, с весом чуть больше 2000 кг, изобразили Спасителя, на среднем – Богородицу, а на малом – Николая Чудотворца. Надписи на колоколах свидетельствуют, что их отливал Гатчинский завод для Кренгольмской мануфактуры. Под собором есть подвал, где хранятся масла, огарки и т.п. Он сначала не предназначался для нижнего храма. Но, из-за того, что верхний оказался холодный, его переделали под зимнюю церковь. Сегодня в нижнем храме Серафима Саровского есть также канцелярия, просфорная, иконописная и столярная мастерские. Нижний и верхний храмы соединяет друг с другом винтовая лестница, расположенная в алтарной части.

Высота собора составляет 40, 5 м, длина – около 35 м, ширина – 28,4 м. Звонница с высотой почти в 30 метров.

Внутренняя основа Воскресенского собора, как и в далёкие те времена, образуется трёхъярусным иконостасом, который обрамлён аркой. Чтобы выделить объёмность и монолитность иконостаса, мастера применили т.н. жёсткую резьбу с ровными и ясными гранями. Дуб использовали в качестве материала для основы, а накладную резьбу выполняли из глины. Ещё особенность иконостаса в том, что в дело пускали и разную позолоту – матовую и блестящую. За век иконостас почти не обновлялся, поэтому и предстаёт сегодня перед нами в виде художественного образца принципов золочения и резьбы конца XIX столетия. В этом и состоит его большая ценность. Из росписи лучше всех удалось сохраниться изображению в центральном куполе «Господь Пантократор», являющемуся самым монументальным образом во внутреннем убранстве.

Воскресенский собор – единственный храм по всей округе, который уцелел в годы войны. Поэтому не стоит удивляться, что вся утварь собиралась именно здесь. Интересна история большого Распятия, что находилось раньше в центральной части собора Спасо-Преображенского. После бомбёжки во Вторую Мировую войну оно чудесным образом уцелело. От храма же остались лишь одни развалины. Вскоре после произошедшего Распятие было вывезено на своё теперешнее место.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх