Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

А. Ринальди

Растительные орнаменты Белого зала Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Все это убранство в общую структуру зала органически не вошло. На фоне неравноценных и в основном случайно расположенных рельефов обращала на себя внимание легко и свободно размещенная на плоскости стен, сохранившаяся от первоначальной отделки зала орнаментально-декоративная скульптура. Основой многих ее лепных композиций становится реалистически трактованный растительный орнамент. В этом обращении к природе проявилась одна из особенностей искусства второй половины XVIII столетия.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Постройка «Большого Каприза»

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Комплекс китайских сооружений Царского Села, кроме Китайской деревни с двумя железными мостами через канал, включает Китайский театр, Крестовый мост, «Большой Каприз» и Скрипучую беседку. Скрипучая беседка построена по «прожекту Фельтена». Архивные данные, обнаруженные А. Н. Петровым, дают основание предполагать участие Ринальди в разработке проекта. Росписи стен Скрипучей беседки под цветной мрамор — прием, характерный для Ринальди.

Постройка «Большого Каприза» была начата в 1772 году В. И. Нееловым. Им же был сооружен Крестовый мост. Однако мысль построить мост через канал в виде арки принадлежала Ринальди. Возможно, глубоко продуманный выбор места для «Большого Каприза» и Скрипучей беседки был сделан также Ринальди. Скрипучая беседка, хотя и находится на территории Екатерининского парка, с помощью подводящей к ней дорожки, идущей от Крестового моста по земляной насыпи «Малого Каприза», композиционно включена в ансамбль китайских сооружений.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Цветовое решение Белого зала Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Цветовое решение зала могло быть построено на близких, переходящих один в другой оттенках, согласованных с розоватыми наличниками дверей и белой орнаментикой. Излюбленная ринальдиевская гамма, так хорошо известная по Китайскому и Мраморному дворцам, могла быть присуща и Белому залу. Введение цвета в перекрытие, как это было в Парадной столовой Мраморного дворца, в значительной степени объединяло бы все пространство.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Скульптурный декор Чесменской колонны

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Со сложной, но удивительно мягкой и изысканной цветовой гаммой мрамора согласуются украшения из темной бронзы. Скульптурный декор пьедестала Чесменской колонны был сосредоточен на трех его сторонах. До 1941 года здесь находились бронзовые доски с рельефными изображениями, посвященными победе русского флота в Чесменской бухте, Хиосскому морскому сражению и взятию острова Митилена. С четвертой стороны пьедестала была прикреплена мраморная доска с надписями, которые рассказывали о всех этих исторических победах. На суживающемся завершении пьедестала с двух сторон размещены бронзовые композиции из якорей и весел. Венчающая весь памятник скульптура орла отлита из темной бронзы и обращена на восток. Голова орла с хищно открытым клювом горделиво повернута к правой лапе, в которой он держит полумесяц. Интересны композиции ростр, размещенных в стволе колонны. Не только все шесть ростр отличаются друг от друга. Изменения внесены даже и в оформление сторон некоторых из них. Эти незначительные варианты в пределах единой схемы очень характерны для декоративных приемов Ринальди.

В декорировку ростр включены эмблемы покоренного Востока — полумесяцы и чалма, мягко очерченные слаб рельефом и благодаря этому не выступающие на передний план. В отличие от этого военные атрибуты — штандарты, копья, колчаны, бунчуки, сабли, включенные в носовую композицию ростр, — сделаны из темной бронзы и создают определенный цветовой контраст со светло-розовым мрамором самих ростр.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Малиновая гостиная Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Расскажем несколько подробнее об отделке Малиновой гостиной. После пожара на обгоревших стенах комнаты обнаружились места установки круглых медальонов и следы лепных орнаментов, которые нельзя приписать ни Ринальди, ни Бренне. Как справедливо указывал Г. Г. Гримм, это является свидетельством того, что в период между работами Ринальди и Бренны здесь трудился какой-то пока неизвестный автор.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Морейская колонна

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Небезынтересно, что во Франции в 1780—1790 годах были созданы архитектурные проекты с ростральными колоннами. Так, например, в композицию Биржи Пьера Бернара, удостоенной медали в 1782 году, были включены колонны, украшенные рострами. Созданный Буржолем проект маяка, удостоенный медали на одном из конкурсов Парижской академии 1780-х годов, также предусматривал ростры. Следует указать, что, когда создавались эти проекты, Чесменская колонна была уже возведена, а сам Ринальди работал по заказам Франции.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Интерьеры Туалетной и Зеленой угловой Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В комнатах, ориентированных в сторону Собственного садика, до войны в значительной степени сохранялась первоначальная отделка. В некоторых интерьерах, например в Овальном будуаре, она была выполнена в какой-то степени в характере архитектурно-декоративных приемов Китайского дворца. Здесь мы встречаем уже знакомое нам по Ораниенбауму сочетание стилизованного растительного орнамента с мотивами рокайля и с реалистически трактованным орнаментом.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Обелиск, завершающий Морейскую колонну

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1744 году на месте ограды Старого сада со стороны Садовой улицы начались работы по сооружению канала. Канал был построен с каскадами (разница в уровнях местности у Большого дворца и у Нижнего третьего пруда составляет два с половиной метра). Сооружение канала с ажурной решеткой вместо ранее находившейся здесь каменной ограды открывало вид на парк не только с набережной канал, но и с улиц, подходивших к набережной.

Структура памятника проста: колонна, увенчанная сравнительно небольшим круглым обелиском с рострами, покоится на четырехгранном постаменте с двухступенчатым основанием. Основные соотношения элементов Морейской колонны аналогичны соотношению их в Чесменской и Крымской колоннах. Они соответствуют принципам римско-дорического ордера. Единый композиционный строй этих трех колонн дает основание назвать автора Чесменской колонны возможным автором и двух других.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Китайская комната Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Как и в Ораниенбауме, в Гатчине нашел применение искусственный мрамор. Мы это уже видели в Белом зале. В Аванзале наличники дверей были из розовато-оранжевого мрамора. Они прекрасно гармонировали с полотнищами дверей наборного дерева. В переходе к Белому залу также сохранялись наличники дверей из искусственного мрамора желтоватого оттенка. В соответствии с размером и назначением комнаты они здесь были более простого рисунка, чем со стороны Аванзала и Белого зала. К орловскому же времени относились характерные мраморные наличники и сами двери в Овальном будуаре, а также наличники дверей двух оттенков в Зеленой угловой, хорошо читавшиеся на фоне гладких стен.

Была во дворце и Китайская комната. О ней упоминает монах Палладий Лавров: «...ходил по саду и в среднем этаже: стены убраны лепною работою очень великолепно, и одна комната убрана по-китайски». Об этом же говорит и письмо адмирала Кушелева Павлу, подтверждающее, что картинная комната «из китайской сделана», «о чем дано повеление архитектору Бренну».

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Крымская колонна

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Крымская колонна — памятник присоединения Тавриды. Она расположена недалеко от Орловских ворот, за оградой Екатерининского парка. Однако, установленная в 1777 году на территории комплекса зданий дворцового Запасного двора и Кордегардий, Крымская колонна с окружающим ее ансамблем по существу была неотъемлемой частью Екатерининского парка. До возведения решетки весь ансамбль Запасного двора со стройной пятнадцатиметровой колонной отделялся от парка лишь дорогой, засаженной липами. Ансамбль, ориентированный на восток, что достаточно символично, был обращен к Екатерининскому парку и как бы ограничивал и закреплял его юго-восточную границу между Орловскими воротами и Подкапризовой дорогой.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх