Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Музеи, галереи и театры Петербурга

Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI вв.

08.05.2009 раздел: Музеи, галереи и театры Петербурга 0 комментариев
Елагиноостровский дворец-музей

Елагиноостровский дворец-музей

 
 
Адрес
197110, Санкт-Петербург, Елагин остров, 4
Месторасположение
м. Крестовский остров, м. Старая Деревня
 
Телефон
(812) 430-00-41, 430-1131, 430-0131
Режим работы
Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и вторника. Касса закрывается на час раньше
Входная плата
20 руб. взрослый, 10 руб. льготный, 40 руб. зарубежные граждане.
Рейтинг материала:
0
Your rating: None

С начала строительства Елагиноостровского ансамбля в 1818 году вплоть до революции 1917 года Елагин остров и Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха русской императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция русского декоративно-прикладного искусства, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси. Сразу после революции Елагин остров был взят под государственную охрану и Декретом ВЦИК и СНК РСФСР был удостоен высшей категории в классификации памятников истории и культуры.
В 1918 году Елагиноостровский дворец стал историко-бытовым музеем и, несмотря на трудные условия жизни, небольшой коллектив его сотрудников под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е. В. Медведева не только хранил уникальные произведения искусства, но и сберег поступившие в музей экспонаты из разоренных дворцов и дач близлежащих Каменного и Крестовского островов.

В 1929 году музей был закрыт и его коллекция расформирована и частично передана в Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей, непрофильные государственные учреждения, а её значительная часть была продана через «Торгсин». Многие из расформированных и проданных произведений были навсегда утрачены для России.

Некоторое время после расформирования музея в здании Елагиноостровского дворца располагался филиал Института растениеводства Академии Наук, а в 1932 году на территории Елагина острова был открыт Центральный парк культуры и отдыха. В годы войны дворец был разрушен. С 1946 года велась активная работа по его восстановлению по проекту архитектора М. М. Плотникова коллективом ленинградских реставраторов. В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами для временных экспозиций на первом этаже, комнатами отдыха, залом для проведения партийных собраний и бильярдными залами — на втором этаже и танцевальным залом в помещении церкви во имя Св. Николая Чудотворца — на третьем.

В сентябре 1987 года Елагиноостровскому дворцу Главным Управлением культуры Исполкома Ленсовета был присвоен статус музея. С этого момента началась активная исследовательская и собирательская работаколлектива музея под руководством его первого директора В.  В. Мухина по возрождению утраченного облика Елагиноостровского усадебного комплекса и, в первую очередь, убранства интерьеровдворца, полностью разоренных в годы Советской власти. Основу коллекции нового музея в 1987 году составили единичные предметы антиквариата, находящиеся на балансе ЦПКиО и переданные в музей. Впоследствии при активном содействии Государственной инспекции по охране памятников, фонды музея пополнились экспонатами, переданными через районные финансовые отделы г. Ленинграда, Государственную таможню, из закрытых на капитальный ремонт и реконструкцию гостиниц «Астория» и «Европейская», органов МВД и других источников.

В течении пятнадцати лет собирательской деятельности музея неизменно помогали Министерство Культуры СССР и Министерство Культуры Российской Федерации, Комитет по культуре г. Санкт-Петербурга, через Художественно-экспертную комиссию которого регулярно приобретались произведения искусства. В 2000 году в Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-нач. ХХ вв. Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры была передана уникальная коллекция музея Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС). Коллекция представляет искусство стеклоделия художников завода, являвшегося одной из основных творческих художественных и технологических лабораторий стекольной промышленности Советского Союза.

В Елагиноостровском дворце-музее традиционно проходят стекольные выставки. После передачи дворцу сохраненной художниками коллекции Ленинградского завода художественного стекла (около 7 тысяч единиц хранения) родилась идея создания культурного центра «Музей стекла» на Елагином острове. Создание уже известной петербуржцам экспозиции «Ленинградское художественное стекло», а теперь — выставки произведений Первомайского стеклозавода, это важные шаги в направлении развития деятельности культурного центра.

Целью деятельности центра является привлечение художников-стекольщиков России и других стран к широкому сотрудничеству, к проведению международных выставок предприятий художественного стекла, а также персональных выставок российских и зарубежных художников-стекольщиков.
На сегодняшний день собрание Елагиноостровского музея насчитывает более 12 тысяч предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Собрание Елагиноостровского дворца- закладывает крепкую основу для дальнейшего комплектования фондов музея и его развития в целом в соответствии с общей концепцией музеефикации Елагиноостровского дворцово-паркового комплекса. Фондово-закупочная комиссия Елагиноостровского дворца-музея при содействии антикварных салонов и магазинов г. Санкт-Петербурга, при личном участии коллекционеров и частных лиц ведёт работу по тщательному отбору произведений искусства для приобретения в фонды музея. Неоценим вклад многих частных лиц в пополнение коллекций благодаря их дарам и искренней заинтересованности в поддержке молодого музея и его сотрудников в их трудном деле.

 

Теги:

Связанные темы:

 



Наверх