Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Вокруг площади Труда

Благовещенский мост

12.05.2011 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Развитие страны, все большая интенсивность столичной жизни властно ставили вопрос о необходимости постоянного моста над невскими водами. В связи с открытием в 1810 году в Петербурге Института корпуса инженеров путей сообщения успешно разивалась отечественная школа мостостроения.
В конце 1842 года был утвержден представленный талантливым инженером С. В. Кербедзом проект чугунного, на быках, моста через Неву. Его решено было строить там, где в Неву входил Крюков канал. Кербедзу пришлось преодолеть множество трудностей: понадобилось впервые в России для основания моста вбивать сваи в глубину столь быстрой и полноводной реки. К тому же тогда не существовало водолазных скафандров, и работы под водой велись при помощи воздушных колоколов. Один из современников Кербедза инженер В. А. Панаев писал: "Постройка моста составила особенно трудную задачу, не имевшую еще тогда ни одного примера ни в Европе, ни в Америке вследствие той глубины и быстроты течения, которые представляет Нева."

Огромная стройка на Неве у Крюкова канала привлекала внимание петербуржцев. Газета Северная пчела 16 сентября 1844 года писала: "Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительною точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте."

В России в те годы велись три грандиозные стройки: с весны 1843 года строилась Петербургско-Московская железная дорога (работы завершились к концу 1851 года). На протяжении сорока лет сооружался Исаакиевский собор. И мост через Неву строился очень долго. В петербургских салонах говорили о том, что этот мост после сооружения провалится, что железная дорога будет строиться еще много лет, а строительству Исаакиевского собора вообще не будет конца. И в этой связи остряки шутили: "мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы не увидим, ни дети наши не увидят..."
Наконец спустя семь лет после начала строительства— 21 ноября 1850 года — мост был торжественно открыт. Он имел 7 пролетов, перекрытых чугунными арочными пролетными строениями (распорная система). Разводной пролет длиной около 21 метра был расположен у правого берега реки (со стороны Васильевского острова) и перекрывался двумя пролетными строениями. Разводка пролета производилась вручную и занимала около 40 минут.
Решетка на мосту была создана по проекту архитектора А. П. Брюллова, брата знаменитого живописца. Это одна из лучших оград города на Неве. На каждом звене решетки изображены символы моря — раковина, увенчанная трезубцем Нептуна — бога моря. К этим эмблемам обращены две фантастические фигуры морских коньков, переходящие в волнистые, причудливо изогнутые листья аканта.

Для проверки грузоподъемности моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства Петербургско-Московской железной дороги.
В 1854 году на ближайшем к правому берегу быке моста, между крыльями разводного пролета, по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера была сооружена мраморная часовня во имя святого Николая Чудотворца.

П. Канн

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх