Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Большой проспект ВО

По Большому проспекту ВО в сторону Морского вокзала

13.04.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Главная магистраль Васильевского острова — это Большой проспект, который протянулся на 3,5 км от Съездовской линии на юго-запад к Морскому вокзалу. Самая симпатичная часть проспекта находится вблизи Василеостровского рынка. Туда можно дойти пешком от станции метро «Василеостровская», или, в этот район с Невского проспекта идет троллейбус номер 10. Маршрутные такси номера К-47 и К-129 проходят по Большому проспекту к Морскому вокзалу.

Происхождение Большого проспекта Васильевского острова напрямую связано с историей Меншиковского дворца. Первоначально это была обыкновенная лесная просека, ведущая от дворца к взморью. В первые годы вдоль этой просеки селились в основном строители княжеского поместья.
Со временем жизнь на Большом проспекте становилась все более интенсивной. Наиболее оживленным был участок на пересечении его с 6-й и 7-й линиями. Здесь в 1740–1760 годах возводится церковь Трех Святителей по проекту Дж. Трезини, затем в 1764–1780 — по проекту А. Ф. Виста — Андреевский собор и, наконец, в 1789–1790 — Андреевский рынок. Согласно легендам, церковь Трех Святителей первоначально была «Оспенной». В ней будто бы отпевали умерших во время эпидемии этой страшной болезни. А ещё утверждают, что вначале она вообще была протестантской кирхой и только затем, перестроенная, стала православным храмом.
Согласно другой легенде, могила Екатерины Алексеевны Долгоруковой, невесты императора Петра II, скоропостижно скончавшегося от простуды накануне свадьбы, находится в ограде Андреевского собора.

На Большом проспекте, 55, в комплексе зданий бывшего сиротского дома и школы лютеранской церкви ныне находится администрация Василеостровского района. В недалеком прошлом здесь располагался районный комитет КПСС. Летом 1930 года в сквере перед райкомом был установлен памятник В. И. Ленину, выполненный по проекту скульпторов В. В. Козлова и А. В. Крыжановской. Двухметровая фигура вождя революции в полный рост установлена на сложном трехметровом пьедестале, отчего Ленин кажется особенно маленьким. Его так в народе и называют: «Маленький Ленин».

В 1982 году в Ленинграде решили установить памятник пожарным. Многофигурная композиция пожарников была отлита в бронзе по модели скульптора Л. К. Лазарева. Её должны были установить перед зданием районной пожарной части на Большом проспекте, 71–73, выстроенном ещё в 1882–1884 годах по проекту архитектора В. Г. Шаламова. Но так и не установили. Более 12 лет памятник простоял во дворе, скрытый от глаз прохожих.

Морской вокзал и подводная лодка «Народоволец»

За зданием пожарной команды вдоль улицы расположены полузаброшенные фабрики и склады. А ещё дальше, на площади Морской славы, находятся порт и Морской вокзал.

За «ЛенЭкспо» находится интересный памятник — подводная лодка 0–2 «Народоволец» – (часы работы: 11.00–17.00; выходные: понедельник и вторник, санитарный день: последний четверг каждого месяца; вход 75 р.). Эта единственная сохранившаяся до наших дней дизельная субмарина типа «Декабрист» была построена в конце 1920-х годов на ленинградских балтийских верфях.
Она служила в составе Северного флота в Беринговом и Белом морях, а также в составе Балтийского флота во время Великой Отечественной войны и была списана только в 1956 г. В 1994 году её перевезли со свалки на нынешнее место и превратили в отделение Центрального Военно-морского музея, посвященное подводной службе. Этот музей можно посетить только в составе экскурсии. Экскурсовод — бывший подводник, плававший на атомной субмарине.

Лодка разделена водонепроницаемыми перегородками на семь отсеков. Рядом с каждой дверью висит латунная табличка с азбукой Морзе, чтобы в случае сбоя в работе системы дверей члены экипажа могли подавать друг другу сигналы стуком. Внутри подлодки очень тесно. Невозможно представить, как там умещались 53 подводника. Боевая рубка, камбуз и гальюн тоже поражают своими крошечными размерами. Моряки спали даже в торпедном отсеке, прямо среди торпед. Невольно начинаешь уважать членов экипажа этого судна (6 из них живы до сих пор), когда узнаешь, что в случае аварии они должны были спасаться вплавь через торпедные люки. При этом водолазные костюмы
могли защитить их от давления лишь на глубине втрое меньшей, чем максимальная глубина погружения этой лодки.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх