Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Прогулки по Фонтанке

Прогулка по Фонтанке. От БДТ до дома Олениных

04.07.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Большой драматический театр

На месте театра имени Г. Товстоногова с 1870-х годов находился театр построенный А. С. Апраксиным по проекту архитектора Л. Фритана. В 1901 году здание было уничтожено пожаром, но вскоре восстановлено, и в нем в 1919 году по инициативе М. Горького был создан Большой драматический театр. В создании его деятельно участвовaли A. В. Луначарский и М. Ф. Андреева, литературное руководство осуществлял А. А. Блок. Руководители театра стремились познакомить нового советского зрители с лучшими творениями классического репертуара.

Лештуков мост

Напротив театра через Фонтанку переброшен Лештуков мост, построенный в 1907 году. В названии его сохранилась несколько искаженная в просторечий фамилия лейб-медика царицы Елизаветы — Лестока, который владел участком земли на противоположном берегу Фонтанки. Впрочем, об этом имении мы ещё скажем во время путешествия по четной стороне Фонтанки.

Семеновская площадь

Продолжая нашу прогулку, мы выйдем к предмостной Семеновской площади. На пересечении набережной с Гороховой улицей два дома (№ 79 и 81) построены с отступом от красной линии. В результате этого возникла прямоугольная площадь. Создание двух площадей на берегу Фонтанки при пересечении её с Адмиралтейской перспективой (позже названной Гороховой улицей) было предусмотрено ещё в 1769 году А. В. Квасовым — главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга — при составлении им проекта планировки района между реками Мойкой и Фонтанкой. Небольшой ансамбль Семеновской площади в его нынешнем виде сложился в основном в 1830-х годах. Уже в конце XVIII века на участке, который принадлежал Куканову, стоял дом № 79.

К нему архитектор А. И. Мельников в 1831–1832 годах пристроил новый корпус, главным фасадом ориентированный на Фонтанку. Его колоннада, поднимаясь над цоколем, проходит через два этажа и несет широкий балкон четвертого этажа. Традиции строгого классицизма отчетливее прослеживаются в облике соседнего дома № 81, построенного в 1780–1790 годах на участке петербургского богача Саввы Яковлева. Однако в списки памятников архитектуры Санкт-Петербурга это здание вошло как дом Евментьева, по фамилии одного из владельцев. Это угловое здание выглядит эффектно и вместе с домом № 79 прекрасно оформляет перспективу, которая вдоль Гороховой улицы открывается на Адмиралтейство.

На фасаде дома № 81 хорошо рисуется поставленный на цоколь восьмиколонный портик с фронтоном. Внутри дома хорошо сохранилось круглое в плане помещение парадной лестницы, в нижнем этаже декорированные шестью свободно стоящими колоннами. Металлические лестницы (постройки 1856 года) ведут на второй этаж, где лестничные площадки плавно, по кругу огибает всю ротонду. Стены третьего этажа украшены пилястрами и завершены купольным перекрытием. Восьмиколонный коринфский поpтик дома № 81 и колоннада дома № 79 придают этим скромным зданиям выразительность и монументальность.

Семеновский мост

Проходящий по оси Гороховой улицы Семеновский мост получил свое название в связи с размещением поблизости (в районе нынешнего Загородного проспекта) Семеновского полка. Мост этот в 1788 году был возведен в граните, по типу моста Ломоносова, со средним деревянным подъемным перекрытием (для пропуска мачтовых судов). В 1857 году мост был реконструирован, гранитные сооружения уступили место железным фермам и другим более современным для того времени конструкциям. В 1949 году мост был вновь перестроен, причем тротуары вынесли в стороны на консолях, сменили перильные ограждения моста, установив новые, чугунные, художественного литья.

Дом Лихачева и дом Лебедева

Так называемый «дом Лихачева» — дом № 83 — построен в конце XVIII века. Вначале он был двухэтажными. Внутри здания сохранилась интересная лестница начала XIX века. Вход в нее ведет из-под арки. Верхняя площадка лестницы декорирована каннелированными колоннами дорического ордера, изящные перила лестницы скомпонованы из пересекающихся кругов строгого рисунка.

Вблизи находится дом № 87 («дом Лебедева»), он представляет собой интересный образец гражданской архитектуры Петербурга первой трети XIX века, характерен для архитектуры зрелого классицизма. Превосходен по своим пропорциям обращенный на Фонтанку фасад здания. Центр его выделен шестью пилястрами коринфского ордера. Установленные на высоком цокольном этаже, они завершаются треугольным фронтоном. Над оконными проемами второго этажа размещены скульптурные панно — круглые и (между пилястрами) прямоугольные. Цокольный этаж обработан рустами, над его окнами — лепные маски. Фасад здания строго торжествен.

Далее Фонтанку с Сенной площадью соединяет проложенная в 1874 году улица, названная в декабре 1852 года именем М. А. Ефимова (1909–1943 годы), Героя Советского Союза, балтийского летчика-истребителя. Ранее улица называлась Горсткиной, по фамилии местного домовладельца. Пешеходный мост, перекинутый в этом месте через Фонтанку, сохранил название «Горсткин».

Петербургские трущобы, или «Вяземская лавра»

У брандмауэре дома № 97 есть узкий проход на Сенной рынок. Он занимает территорию от района Сенной площади почти до набережной Фонтанки. Здесь размещалась так называемая «Вяземская лавра», описанная писателем Всеволодом Крестовским в его романе «Петербургские трущобы».

Надо пояснить, что обычно лаврой назывались мужские монастыри высшего ранга. В России имелось лишь четыре лавры. И Вяземская лавра, конечно, не входила в их число. Название это носило иронический характер, тем более что порядки в Вяземской лавре были далеки от монастырских.
Описывая Сенную площадь, Крестовский рассказывает: «… по краям площади, в громадных многоэтажных и не менее улицы грязных домах мигали огоньки в окнах над входными дверьми, означая собой целые ряды харчевен, трактиров, съестных, перскусочных подвалов, винных погребов, кабаков с портерными и тех особенных пpитoнов, где родится, прячется, болеет и умирает всеми отверженный разврат, из которого почти нет возврата в более чистую сферу, и где знают только два исхода: тюрьму да кладбище…».

Крестовский пишет, что в «хоромах» Вяземской лавры, более десяти тысяч обездоленных, несчастных людей. Они спали на полу, на камнях, под нарами, они просыпались утром с одним и тем же горестным вопросом — как прожить наступивший день? «Мы нисколько не погрешим против истины — отмечал Крестовский, — если скажем, что дом князя Вяземского служит извечным и главным приютом всевозможных и разнородных пролетариев Петербурга, большей частью голодных и холодных людей этого города…».

Так было не только в ХIХ веке. В начале XX века при санитарном обследовании дома князя Вяземского оказалось, что в квартирах, снимаемых кустарями корзинщиками, даже не имелось нар или кроватей. Кустари спали на верстаках и платили за то место, на котором стоял верстак. Всего в этом доме в тесноте, в смраде и сырости жило до трех тысяч человек, снимавших по полкровати или живших на своем рабочем месте. Тут имелись целые семьи в 3–5 человек, снимавшие одну кровать. Такие же ужасные жилища, по свидетельству санитарных врачей, можно было встретить и во всех других частях города.

Далее по набережной примечателен архитектурный комплекс конца XVIII века, состоящий из трех рядом расположенных небольших домов. Внешне они очень похожи, хотя и отличаются количеством (7, 9 и 11) окон. Здания сохранили свой первоначальный внешний вид, если не считать того, что парные колонны по сторонам ворот дома № 99 — более поздние сооружения.

Во второй половине XVIII века значительная часть этого участка принадлежит директору придворной Певческой капеллы М. Ф. Полторацкому. Из своего владения он выделил дворовый участок нынешнего дома № 101 и дал его в приданое дочери Елизавете, в 1780 году вышедшей замуж за А. Н. Оленина.

Дом Олениных. А. С. Пушкин и Анна Керн

Здесь Е. М. Оленина в 1790–1793 годах построила трехэтажный каменный дом под фронтоном. До последних лет принято было считать, что именно здесь, в доме № 101, весной 1819 года молодой А. С. Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней племянницей жены Оленина — Анной Керн, которая приехало в столицу с Украины со стариком-мужем — дивизионным генералом Ермолаем Федоровичем Керном. Архивные находки свидетельствуют, что в 1813 году Оленины приобрели ещё один, почти смежный особняк — нынешний дом № 97, в котором поселились и жили до осени 1819 года. Вероятнее всего, что первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла в доме № 97… А. Н. Оленин, выдающийся деятель русской культуры, в 1811 году cтaл директором Публичной библиотеки, а в 1817 году — президентом Академии художеств. В его доме частыми гостями были И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. А. Карамзин, В. П. Стасов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский и многие другие ученые, поэты, художники. В вечер первой встречи с А. П. Керн юный А. С. Пушкин не привлек её внимания, стихов Пушкина она, вероятно, не знала.

Позже, находясь в ссылке в селе Михайловском, Пушкин в стихе, обращенном к А. П. Керн, писал:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Эти стихи в 1849 году М. И. Глинка положил на музыку. Bсe тpи смежных дома на Фонтанке — № 97, 99 и 101 — решены в традиционных формах pycского классицизма. Композиция фасадов строга и симметрична, декоративное оформление сдержанно, хороши пропорции согласованных по высоте зданий.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх