Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

От Новой Голландии до Невы

Устройство Новой Голландии

13.05.2011 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

К тону времени уже не было в живых Ивана Коробова, в строительные работы в Новой Голландии были поручены Савве Чевакинскому. 4 февраля 1752 г Чевакинский подал в Адмиралтейскую контору предварительные общие планы сооружения новых складов, а также смету на рабочую силу и строительные материалы. Долго тянулось дело, лишь 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия решила возобновить строительство сараев в Новой Голландии и поручить Чевакинскому разработать проекты построек. Для архитектурного оформления фасадов пригласили Ж.-Б. Валлен-Деламота.

В марте 1765 года Чевакинский представил Адмиралтейств-коллегии проект, который содержал новаторскую мысль: хранить лес не штабелями (горизонталино — навалом), а стоймя — вертикально, небольшим наклоном к стене сарая.
Это было ценным предложением. При укладе бревен плашмя (одно на другое) между ними не было циркуляции воздуха, сырость лежавших сверху передавалась в нижние ряды. Кроме того при хранении леса навалом очень трудно было снизу или из середины штабеля достать бревно нужного габарита, тогда как при вертикальном хранении леса не составляло отобрать бревна нужной длины. Этот проект Чевакинского, подписанный им 8 марта 1765 года, на следующий день был утвержден Адмнралтевств-коллегией.
В период работ по сооружению Новой Голландии Чевакинский жил рядом с эим островком. Он построил для себя дом, который частично сохоанился до наших дней (Галерная улица, 58).

Проект Чевакинского предусматривал раздельное хранение стволов различных размеров. Со стороным каналов перед сараями Чевакинский предложил устроить пологие деревянные помосты, по которым бревна относительно легко втаскивались в сараи. Внутри Новой Голландии было запроектировано устройство обширного бассейна с двумя протоками — в реку Мойку и в Крюков канал. После сооружения бассейна и двух протоков Новая Голландия превратилась в два острова. Они назывались Коломенским и Покровским.
Баржи с лесом по каналу четырехсаженной ширины входили во внутренний бассейн Новой Голландии, разгружались, на берегу бассейна бревна обтесывали и устанавливали вертикально в корпусах сараев. Подготовленные для строительства кораблей бревна отсюда на баржах отправляли на эллинги кораблестроительной верфи. Во внутреннем бассейне одновременно помещались 34 баржи.

Чевакинский предложил такую трактовку сооружений Новой Голландии, чтобы они не только успешно выполняли свои производственные функции, но и явились архитектурно-значительным комплексом, важным художественным акцентом в облике города.
По периметру острова были сооружены складские корпуса, рассчитанные на хранение леса для 15 кораблей. В 1765—1770-х годах вдоль берегов Мойки было выстроено 30 отсеков (их называли конусами) складов, а по Крюкову каналу — 20 отсеков. Полностью возведение корпусов по Мойке было закончено лишь к осени 1784 года. Учитывая различные габариты бревен, зодчий предусмотрел различную высоту отсеков складов, которые поднимаются ритмичными уступами, нарастая от 6 до 8 сажен. Это хорошо видно со стороны Мойки. Над каналом шириной 8,6 метра, соединяющим внутренний бассейн с Мойкой, Чевакинский запроектировал гигантскую арку, которая должна выполнять не только декоративную, но и конструктивную функцию: гасить распор на торцовые стены складов от опирающихся на них бревен.

Крупногабаритный лес, доставляемый во Мойке с ее берегов втаскивали в склады через огромные, обращенные к реке арочные проемы складов. А бревна меньших размеров, разгружавшиеся с барж во внутренней бассейне Новой Голландии, вносили в склады через менее высокие арочные проемы, обращенные в сторону бассейна.

В 1771 году на островах Новой Голландии была созданы мастерские для постройки и ремонта мелки судов. С осени 1770 года до конца 1779 года велось cpужение величественной, высотой 23 метра, арки со стороны Мойки. Запроектированный со стороны Крюкова канала портал остался неосуществленным.

П. Канн

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх