В. БреннаВикентий Францевич Бренна (сер. XVIII века, Рим —1814, Дрезден) 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Викентий Францевич Бренна В России каждое царствование совпадало обычно с периодом господства вполне определенного архитектурного стиля, и даже в дни недолгих царствований все же чувствуется тот или другой стилистический оттенок эпохи. Поэтому если можно говорить о петровском стиле, о елизаветинском и даже об аннинском и если в екатерининское время ясно намечаются три резко отчеканенных периода — ранний, средний и поздний, то, естественно, что и краткое царствование Павла I должно было внести в екатерининский классицизм свой особый оттенок, почти достаточный для того, чтобы оправдать выражение «павловский стиль». Само собою разумеется, что начало и конец стиля или его оттенков не могут точно совпадать с датами воцарения и кончины монархов. Стиль данной эпохи есть комплекс всех ее дум, чувств, настроений, привычек и вкусов. Монарх, являясь сыном своей эпохи и отражая в себе ее чувства и настроения, в то же время поставлен благодаря своему положению в возможность значительно влиять на вкусы времени. Даже если это не личное, непосредственно от него исходящее влияние, то, во всяком случае, это — влияние его зодчих, и уже одним выбором последних он оказывает на развитие искусства несомненное давление. То, чем Растрелли был для елизаветинского времени, чем были Ринальди, Камерон и Кваренги для екатерининского, мы видим при Павле в лице Бренны. Работы В. Бренна по архитектурному убранству Павловского дворца 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Зал Мира. Павловский дворец Из писем великой княгини мы узнаем, что Камерон, закончив вчерне дворец и отделав снаружи и внутри все парковые постройки, стал все реже и реже появляться в Павловске. Мария Феодоровна прибегает ко всевозможным средствам, чтобы его хоть изредка залучить к себе, но вытащить зодчего из Царского, где он вел свои наиболее значительные постройки, было нелегко. Он строил в то время Холодную баню с Агатовыми комнатами и знаменитую галерею, притом строил все это на виду у самой императрицы, которая тут и жила и за всем следила. Работы В. Бренна в Павловском парке 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Бренна возвел здесь за это время несколько незначительных парковых сооружений, из которых наибольший архитектурный интерес имеют Круглый зал и Висконтьев мост. Круглый зал или, по-старинному, Музыкальный салон — «Salon de musique», а в переделке местных крестьян «соленый мужик»,— прелестный павильон, отлично декорированный внутри колоннами и орнаментальной лепкой. В архиве Городского управления сохранился блестяще исполненный подписной проект Бренны для внутреннего убранства павильона. Работы В. Бренна в Большом дворце Павловска 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Но что же осталось внутри Павловского дворца от Камерона и что принадлежит в нем Бренне? Выше мы имели случай высказаться, что с большим вероятием Камерону можно приписать архитектуру Греческого и Итальянского залов. Несомненно, что и здесь прошлась сверху рука Бренны, и, например, разбивка плафона Итальянского зала и такие его детали, как орлы у основания свода, могли быть внесены Бренной. В Греческом зале очень похожи на него детали потолка, и особенно орлы. (Эти орлы, и именно такого натуралистического, не стилизованного типа, встречаются у Бренны везде, являясь одним из его любимых декоративных приемов. Они разбросаны в Павловском, в Гатчине, в Михайловском замке и в Каменноостровском дворце. У Камерона встречаются однажды также орлы — в одной из комнат Екатерины II в Царском Селе, но как раз эти камероновские орлы показывают все различие декоративных приемов обоих мастеров: у Камерона они условны и стилизованы, у Бренны натуралистичны). Декораторское мастерство В. Бренна 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Тронный зал. Гатчина Прекрасной иллюстрацией декоративного натурализма Бренны могут служить его двери Павловского и Каменноостровского дворцов. Последний дворец, выстроенный Баженовым, был весь перестроен внутри Бренной в начале 1797 года, перед тем как здесь был водворен король Станислав Август. Мы не знаем, какова была первоначальная баженовская декорация дворца, но Бренна не оставил от нее ничего. Так кто же был автором Михайловского замка? 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
двор Михайловского замка Как мы видели уже выше, Бренна не был единоличным создателем загадочного дворца Павла I, и есть основания думать, что император, затеяв свое гигантское сооружение, не решался вначале поручить его человеку, еще недавно бывшему всего только декоративным живописцем. Покойный Н. К. Шильдер, не указывая, к сожалению, источника, прямо говорит, что «дворец строился по проекту В. И. Баженова и окончательно выполнен с некоторыми изменениями первоначального проекта архитектором Бренна». Особенности Михайловского замка 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Главный фасад Михайловского замка Главный недостаток Михайловского замка заключается в том, что он не представляет собою единой архитектурной идеи, отсутствие которой отразилось и в плане, крайне спутанном неясном и ненужно сложном. «Пусть представят себе,— говорит он,— эту причудливую смесь предметов, которые, взятые в отдельности, отличаются большими красотами, но, сопоставленные таким образом, только поражают, но не нравятся. Архитектор Бренна, заведовавший всею постройкою, уверяет, что эти сопоставления были именно предписаны императором, будто бы даже сочинившим для них рисунки; но есть люди, которые в этом сомневаются». Мы скорее склонны этому от души поверить. Виною ли тому постоянное вмешательство императора в намерения зодчего или недостаток знаний у этого последнего, но все здание носит печать явного архитектурного дилетантизма. Бренна покидает Петербург 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Бренна. Павильоны Михайловского замка После кончины своего державного покровителя Бренна пробыл в Петербурге меньше года и в январе 1802 года подал прошение об отставке, принятое Александром I. Покидая Россию, он очень горячо хлопочет о своем любимом ученике и помощнике Росси, и ему удается исходатайствовать последнему двухгодичную командировку для совместного с ним заграничного путешествия. Каменные бастионы перед дворцом 15.04.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Каменные бастионы перед дворцом При перестройке дворца в 1796–1797 годах луг перед дворцом был превращен архитектором В. Бренной в плац для воинских смотров и парадов. От прилегающей к дворцу местности он отделялся рвом с подъемными мостами. Два моста располагались по осям Кухонного и Конюшенного (позднее Арсенального) каре и два — на закругленных частях рва по диагоналям плаца. Берег рва был укреплен подпорной стеной с парапетом, прорезанным амбразурами для пушек. К середине XIX века стены дворцовых укреплений в значительной степени обветшали. Их возобновление началось в 1850 году с разборки старых стен и мостов. Лесная оранжерея 15.04.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Здание Лесной оранжереи Здание Лесной оранжереи — одно из лучших парковых сооружений Гатчины. Оно выполнено с большим художественным вкусом и подлинным мастерством. Автором проекта оранжереи был, по-видимому, В. Бренна. Контракт на постройку оранжереи с К. Пластининым датируется началом 1794 года. Постройку предполагалось закончить к концу того же года, но только осенью 1795 года возведенное вчерне здание было подведено под кровлю. Работы, производившиеся под наблюдением каменных дел мастера Д. Висконти, затянулись до конца 1796 года. |
|