Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках Особенности Михайловского замка 19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Главный недостаток Михайловского замка заключается в том, что он не представляет собою единой архитектурной идеи, отсутствие которой отразилось и в плане, крайне спутанном неясном и ненужно сложном. «Пусть представят себе,— говорит он,— эту причудливую смесь предметов, которые, взятые в отдельности, отличаются большими красотами, но, сопоставленные таким образом, только поражают, но не нравятся. Архитектор Бренна, заведовавший всею постройкою, уверяет, что эти сопоставления были именно предписаны императором, будто бы даже сочинившим для них рисунки; но есть люди, которые в этом сомневаются». Мы скорее склонны этому от души поверить. Виною ли тому постоянное вмешательство императора в намерения зодчего или недостаток знаний у этого последнего, но все здание носит печать явного архитектурного дилетантизма. Даже лучшая часть его, действительно прекрасный главный фасад, не лишена этого любительства. Очень характерны именно для Бренны наличник ворот и особенная обработка рустов, заостренных на своей поверхности,— совершенно так же, как обсечены камни на Румянцевском обелиске и на Никольских воротах крепости Бип. Прекрасная скульптура во фронтоне, изображающая «Историю, заносящую на скрижали славные деяния царствования», исполнена итальянцами, братьями Стаджи из паросского мрамора (Шильдер Н. К. Император Павел Первый, с. 447. Надпись на фризе: «Дому Твоему подобает святыня Господня в долготу дней»— объясняется тем, что весь мрамор дворца был взят с ринальдиевского Исаакневского собора). Фасад противоположной стороны замка, обращенной к Летнему саду, кажется принадлежащим совершенно иному зданию. Он очень эффектен и живописен благодаря разнообразию своих планов, красивой гранитной лестнице, мраморной колоннаде, несущей террасу, и колоссальному щиту на аттике среднего уступа, украшенному кариатидами-атлантами и барельефами. Огромный восьмиугольный двор носит все следы многократных внутренних переделок и перетасовок во время самой стройки дворца. Для различных помещений нужны были разных размеров окна в пределах одного и того же этажа, отчего получилась довольно пестрая, хотя и не лишенная своеобразной прелести, декорация. Отдельные детали стен здесь превосходны, несмотря на плохие, ремесленные статуи, поставленные в многочисленных нишах. Лучшая часть обработки всего двора — это прекрасные скульптурные арматуры, вставленные в стены. Что касается внутренней отделки дворца, то сохранившаяся часть декорации вполне подтверждает похвалы, воздаваемые в описании Коцебу изяществу дворцового убранства. Многое уничтожено, многое испорчено переделками и разными приспособлениями дворца, но все еще уцелели красивые залы и прелестные уголки. Из других дворцовых построек сохранились только очаровательные павильоны, выходящие на Инженерную улицу. Опять мы встречаемся здесь с тем же приемом балконов, поддерживаемых тосканскими колоннами, который мы видим в Павловске и во дворе Михайловского замка. И. Грабарь
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|