И. СтаровД. А. Голицын опекает и образовывает пенсионеров в Париже 25.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В Париже велось широкое строительство сооружений, в которых воплощались творчески переработанные принципы античного искусства. Дж.-Н. Сервандони проектирует фасад церкви Сен-Сюльпис, Ж.-А. Габриэль создает площадь Согласия и Малый Трианон; по проекту Ж.-Ж. Суффло возводится главное произведение раннего французского классицизма — Пантеон, Шарль де Вайи и М.-Ж. Пейр строят театр «Одеон»; по проекту К.-Н. Леду создаются заставы. Некоторые из авторов этих построек, воплощавших новые принципы в современном им строительстве Парижа, были руководителями пенсионеров. И давали им ничем не заменимую практическую школу. Иван Егорович Старов (1743—1808) 07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Иван Егорович Старов Два года спустя после Баженова академия отправила в Париж еще одного ученика Деламота — Старова. Потому ли, что он поехал позже, или оттого, что из шести лет своего пенсионерства не менее трех пробыл в Париже, но он привез в Россию значительно больше нового, чем Баженов, и вернулся весь захваченный последними течениями, волновавшими Францию. Правда, и он не сразу по приезде отважился применить на деле новые взгляды, и он на первых порах предпочел держаться традиционных приемов деламотовской школы, но вскоре ему представился случай развернуть свое дарование во всю ширину, и тогда он создал произведения, которые кажутся непонятными анахронизмами для его эпохи, ибо весь их стиль опередил Россию на целых полвека и кажется принадлежащим к двадцатым годам XIX века. Иван Егорович Старов родился в Москве в семье дьякона и, так же как и Баженов, обучался с 1755 года «первым началам словесности» в новооткрытом Московском университете, откуда в 1756 году был отправлен в Петербург, в состоявшую при Академии наук гимназию, а в 1758 году, вместе с тем же Баженовым, зачислен в Академию художеств (Митрополит Евгений. Словарь русских светских писателей, т. 2, с. 176). В 1762 году он отправлен в Париж, где работал у баженовского учителя де Вальи, потом был в Италии, позже снова в Париже. В 1768 году он вернулся в Петербург, и в следующем году за проект Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу произведен в академики, а в 1770 году — в адъюнкт-профессоры (Архив Академии художеств. «Репорт» Старова от 2 января 1764 года; Петров П. Н. Сборник материалов, ч. 1. с. 124—125, 127). Старов. Постройки вне Санкт-Петербурга 07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Князь Гагарин, заведовавший, по Высочайшему повелению, бобриковскими постройками, поручил Старову около 1773 года составить проект для дома в его подмосковной усадьбе — в селе Никольском Рузского уезда,— и в 1774 году он приступил к его постройке, оконченной в 1776 году («Каменный дом княжой был только что построенной и не совсем еще внутри отделанной»,— отмечает в своих записках Болотов в 1776 году (Русская старина, 1872, с. 590).). Этот дом сохранился без изменений, и, расположенный на горе, среди старинного парка, он очаровывает чудесной затейливостью архитектурной выдумки. Дом в Никольском еще всецело принадлежит эпохе барокко, но в то же время здесь уже намечены, даны как бы в зачатке все приемы, из которых вскоре вслед за тем вырос «барский дом» екатерининской эпохи — с полукруглыми крыльями, двумя павильонами по бокам и с куполом в центре. Восхитителен план, отлично сочинены углы и ниши по бокам, убранные парой колонн, и особенно хорош этот полный круг, описанный террасой, внизу выступающий из поля стены, вверху — вдающийся в ее тело,— прием, повторяющий террасы-лоджии баженовского Смольного института. Старов. Корпус дворца Пелла. Старов. Проект нового храма Александро-Невского монастыря 07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Построенный Швертфегером старый собор Александро-Невского монастыря был разобран в 1753 году, так как грозил рухнуть. С постройкой нового собора при императрице Елизавете не слишком торопились, и только Екатерина II, вскоре после коронации, заинтересовалась судьбой монастыря и учредила конкурс на составление проекта нового храма. В ноябре 1763 года архитекторы Фельтен, Вист, Кнобель (Александр Францевич Вист (род. в 1721 году, ум. после 1793-го) был архитектором Главной полиции в Петербурге, как это видно из различных дел Канцелярии строений (см. также Дела архитектора кн. Ухтомского в Главном архиве Мин. юстиции в Москве, вязка 2, д. 9). Старов. Проект собора для Александро-Невского монастыря 07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Проект Троицкого собора Ни один из проектов императрице не понравился, и в 1775 году она поручила Старову составить новый, который и утвержден 26 февраля 1776 года. Проект этот с надписью «быть по сему» сохранился до сих пор и находится в древлехранилище при Александро-Невской лавре. (В 1776 году (с 28 апреля) приступили к расчистке и укреплению места для фундаментов. Эти работы потребовали двух лет, и только 30 августа 1778-го состоялась закладка собора, освященного 30 августа 1790 года). В нем есть некоторые детали, не исполненные в натуре. В лавре хранится также отличная модель собора, дающая возможность сразу охватить все строение, чего нельзя достигнуть в натуре вследствие близости других зданий, загромождающих с некоторых сторон доступ к храму. Старов. История создания Таврического дворца 08.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
К тому же времени относится возникновение вдохновеннейшего создания Старова — Таврического дворца. Место, где сейчас стоит дворец, принадлежало в 1770-х годах Потемкину, тогда еще графу, построившему здесь себе небольшой дом со службами. В 1783 году, когда он был вдали от Петербурга, императрица задумала выстроить ему взамен этого домика большой пышный дом — целый дворец, постройку которого поручила Старову. К 1788 году здание было готово, и, когда в начале следующего года Потемкин приехал в Петербург, императрица подарила ему этот Конногвардейский дом, как он назывался тогда от находившихся по соседству казарм этого полка. В 1790 году Потемкин продал его в казну за четыреста пятьдесят тысяч рублей, а когда через год снова вернулся в Петербург и зашла речь о приобретении для него нового дома, он выпросил себе у государыни опять же свой старый дворец, прозванный впоследствии в честь героя Тавриды — Таврическим. После смерти Потемкина он снова поступил в казну. Старов. Главная диковинка Таврического дворца 08.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Главной диковинкой Таврического дворца, этого «пантеона афинского», как его называли современники, являлся знаменитый Колонный зал, считавшийся одним из величайших архитектурных шедевров не только в России, но и в целой Европе. Каждый из приезжавших в Петербург иностранцев считал своим долгом подробнейшим образом описать этот зал, о котором часто упоминают и архитектурные увражи, появлявшиеся на Западе около 1800 года. Не меньшей диковинкой был и прилегавший к залу Зимний сад. В этом-то дворце Потемкин дал 28 апреля 1791 года прославленный Державиным бал, тот «потемкинский праздник», о котором через неделю говорила вся Европа и описанию которого тогдашние западные журналы посвящали сотни страниц (Державин Г. Р. Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила. Соч., Спб., 1868, т. I. Ни слова о «потемкинском празднике» не обронили только русские газеты, боявшиеся всесильного Зубова, в пику которому праздник и был затеян. Как известно, уничтожить влияние нового фаворита великолепному князю Тавриды не удалось, хотя императрица была до слез растрогана этой последней вспышкой потемкинской любви и преданности). В необъятных двух залах было где развернуться танцующим парам. Старов. Таврический дворец в описаниях Г. Р. Державина 02.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
«Что же увидишь, вступая во внутренность? При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в два ряда еще тридцатью шестью столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на немалом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действия очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не только растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии. Старов. Таврический дворец, изменения проекта Л. Руска 02.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Тот вид Купольного и Колонного залов, который описан Державиным, сохранен нам небольшим, скромным художником — «перспективным живописцем» Федором Даниловым, изобразившим их в 1792 году (Федор Данилович Данилов (1740—1806). Обе эти акварели находятся в эрмитажном собрании). В Купольном зале видны еще старовские «лазоревого камня» печи, да и все убранство стен, купола, архивольтов здесь не то, которое появилось после реставрации Руска. Старов. Купольный зал Таврического дворца 02.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Купольный зал Таврического дворца От захватывающего великолепия этих бесконечных рядов колонн — двойной колоннады главного портика, гранитных колонн «триумфальных ворот» перед Купольным залом, колонн этого зала, потом четырех рядов колонн главного зала и, наконец, ротонды — не осталось теперь, в сущности, ничего. Колонны почти все целы, но нет главного очарования, основной сути всей этой феерической композиции,— нет бесконечных сквозных перспектив, о которых говорит Державин и несказанное обаяние которых чувствовал каждый, входивший в «российский пантеон». |
|