Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

И. Старов

Д. А. Голицын опекает и образовывает пенсионеров в Париже

25.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В Париже велось широкое строительство сооружений, в которых воплощались творчески переработанные принципы античного искусства.

Дж.-Н. Сервандони проектирует фасад церкви Сен-Сюльпис, Ж.-А. Габриэль создает площадь Согласия и Малый Трианон; по проекту Ж.-Ж. Суффло возводится главное произведение раннего французского классицизма — Пантеон, Шарль де Вайи и М.-Ж. Пейр строят театр «Одеон»; по проекту К.-Н. Леду создаются заставы. Некоторые из авторов этих построек, воплощавших новые принципы в современном им строительстве Парижа, были руководителями пенсионеров. И давали им ничем не заменимую практическую школу.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Иван Егорович Старов (1743—1808)

07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Иван Егорович Старов

Иван Егорович Старов

Два года спустя после Баженова академия отправила в Париж еще одного ученика Деламота — Старова. Потому ли, что он поехал позже, или оттого, что из шести лет своего пенсионерства не менее трех пробыл в Париже, но он привез в Россию значительно больше нового, чем Баженов, и вернулся весь захваченный последними течениями, волновавшими Францию. Правда, и он не сразу по приезде отважился применить на деле новые взгляды, и он на первых порах предпочел держаться традиционных приемов деламотовской школы, но вскоре ему представился случай развернуть свое дарование во всю ширину, и тогда он создал произведения, которые кажутся непонятными анахронизмами для его эпохи, ибо весь их стиль опередил Россию на целых полвека и кажется принадлежащим к двадцатым годам XIX века.

Иван Егорович Старов родился в Москве в семье дьякона и, так же как и Баженов, обучался с 1755 года «первым началам словесности» в новооткрытом Московском университете, откуда в 1756 году был отправлен в Петербург, в состоявшую при Академии наук гимназию, а в 1758 году, вместе с тем же Баженовым, зачислен в Академию художеств (Митрополит Евгений. Словарь русских светских писателей, т. 2, с. 176).

В 1762 году он отправлен в Париж, где работал у баженовского учителя де Вальи, потом был в Италии, позже снова в Париже. В 1768 году он вернулся в Петербург, и в следующем году за проект Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу произведен в академики, а в 1770 году — в адъюнкт-профессоры (Архив Академии художеств. «Репорт» Старова от 2 января 1764 года; Петров П. Н. Сборник материалов, ч. 1. с. 124—125, 127).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Постройки вне Санкт-Петербурга

07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Князь Гагарин, заведовавший, по Высочайшему повелению, бобриковскими постройками, поручил Старову около 1773 года составить проект для дома в его подмосковной усадьбе — в селе Никольском Рузского уезда,— и в 1774 году он приступил к его постройке, оконченной в 1776 году («Каменный дом княжой был только что построенной и не совсем еще внутри отделанной»,— отмечает в своих записках Болотов в 1776 году (Русская старина, 1872, с. 590).). Этот дом сохранился без изменений, и, расположенный на горе, среди старинного парка, он очаровывает чудесной затейливостью архитектурной выдумки.

Дом в Никольском еще всецело принадлежит эпохе барокко, но в то же время здесь уже намечены, даны как бы в зачатке все приемы, из которых вскоре вслед за тем вырос «барский дом» екатерининской эпохи — с полукруглыми крыльями, двумя павильонами по бокам и с куполом в центре. Восхитителен план, отлично сочинены углы и ниши по бокам, убранные парой колонн, и особенно хорош этот полный круг, описанный террасой, внизу выступающий из поля стены, вверху — вдающийся в ее тело,— прием, повторяющий террасы-лоджии баженовского Смольного института.

Starov_korpus_dvortsa_Pella_450.jpg

Старов. Корпус дворца Пелла.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Проект нового храма Александро-Невского монастыря

07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Построенный Швертфегером старый собор Александро-Невского монастыря был разобран в 1753 году, так как грозил рухнуть. С постройкой нового собора при императрице Елизавете не слишком торопились, и только Екатерина II, вскоре после коронации, заинтересовалась судьбой монастыря и учредила конкурс на составление проекта нового храма. В ноябре 1763 года архитекторы Фельтен, Вист, Кнобель (Александр Францевич Вист (род. в 1721 году, ум. после 1793-го) был архитектором Главной полиции в Петербурге, как это видно из различных дел Канцелярии строений (см. также Дела архитектора кн. Ухтомского в Главном архиве Мин. юстиции в Москве, вязка 2, д. 9).

Starov_Troyts_sobor_450.jpg

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Проект собора для Александро-Невского монастыря

07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Проект Троицкого собора

Проект Троицкого собора

Ни один из проектов императрице не понравился, и в 1775 году она поручила Старову составить новый, который и утвержден 26 февраля 1776 года. Проект этот с надписью «быть по сему» сохранился до сих пор и находится в древлехранилище при Александро-Невской лавре. (В 1776 году (с 28 апреля) приступили к расчистке и укреплению места для фундаментов. Эти работы потребовали двух лет, и только 30 августа 1778-го состоялась закладка собора, освященного 30 августа 1790 года). В нем есть некоторые детали, не исполненные в натуре. В лавре хранится также отличная модель собора, дающая возможность сразу охватить все строение, чего нельзя достигнуть в натуре вследствие близости других зданий, загромождающих с некоторых сторон доступ к храму.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. История создания Таврического дворца

08.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К тому же времени относится возникновение вдохновеннейшего создания Старова — Таврического дворца. Место, где сейчас стоит дворец, принадлежало в 1770-х годах Потемкину, тогда еще графу, построившему здесь себе небольшой дом со службами. В 1783 году, когда он был вдали от Петербурга, императрица задумала выстроить ему взамен этого домика большой пышный дом — целый дворец, постройку которого поручила Старову. К 1788 году здание было готово, и, когда в начале следующего года Потемкин приехал в Петербург, императрица подарила ему этот Конногвардейский дом, как он назывался тогда от находившихся по соседству казарм этого полка. В 1790 году Потемкин продал его в казну за четыреста пятьдесят тысяч рублей, а когда через год снова вернулся в Петербург и зашла речь о приобретении для него нового дома, он выпросил себе у государыни опять же свой старый дворец, прозванный впоследствии в честь героя Тавриды — Таврическим. После смерти Потемкина он снова поступил в казну.

Главный вход в Таврический дворец

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Главная диковинка Таврического дворца

08.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Главной диковинкой Таврического дворца, этого «пантеона афинского», как его называли современники, являлся знаменитый Колонный зал, считавшийся одним из величайших архитектурных шедевров не только в России, но и в целой Европе. Каждый из приезжавших в Петербург иностранцев считал своим долгом подробнейшим образом описать этот зал, о котором часто упоминают и архитектурные увражи, появлявшиеся на Западе около 1800 года. Не меньшей диковинкой был и прилегавший к залу Зимний сад. В этом-то дворце Потемкин дал 28 апреля 1791 года прославленный Державиным бал, тот «потемкинский праздник», о котором через неделю говорила вся Европа и описанию которого тогдашние западные журналы посвящали сотни страниц (Державин Г. Р. Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила. Соч., Спб., 1868, т. I. Ни слова о «потемкинском празднике» не обронили только русские газеты, боявшиеся всесильного Зубова, в пику которому праздник и был затеян. Как известно, уничтожить влияние нового фаворита великолепному князю Тавриды не удалось, хотя императрица была до слез растрогана этой последней вспышкой потемкинской любви и преданности). В необъятных двух залах было где развернуться танцующим парам.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Таврический дворец в описаниях Г. Р. Державина

02.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

«Что же увидишь, вступая во внутренность? При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в два ряда еще тридцатью шестью столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на немалом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действия очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не только растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Таврический дворец, изменения проекта Л. Руска

02.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Тот вид Купольного и Колонного залов, который описан Державиным, сохранен нам небольшим, скромным художником — «перспективным живописцем» Федором Даниловым, изобразившим их в 1792 году (Федор Данилович Данилов (1740—1806). Обе эти акварели находятся в эрмитажном собрании). В Купольном зале видны еще старовские «лазоревого камня» печи, да и все убранство стен, купола, архивольтов здесь не то, которое появилось после реставрации Руска.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Старов. Купольный зал Таврического дворца

02.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Купольный зал Таврического дворца

Купольный зал Таврического дворца

От захватывающего великолепия этих бесконечных рядов колонн — двойной колоннады главного портика, гранитных колонн «триумфальных ворот» перед Купольным залом, колонн этого зала, потом четырех рядов колонн главного зала и, наконец, ротонды — не осталось теперь, в сущности, ничего. Колонны почти все целы, но нет главного очарования, основной сути всей этой феерической композиции,— нет бесконечных сквозных перспектив, о которых говорит Державин и несказанное обаяние которых чувствовал каждый, входивший в «российский пантеон».
Частью закрыл сквозные просветы уже Руска, но главную гибель нашло это вдохновенное творение одного из одареннейших зодчих мира во время «приспособления Таврического дворца под заседания Государственной думы». Хочется думать, что погибло еще не все и не навсегда, и когда будет наконец выстроено здание для Думы, дивный дворец, достойный «загородных домов Помпея и Мецената», будет вновь восстановлен во всем своем временно утраченном великолепии.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх