От захватывающего великолепия этих бесконечных рядов колонн — двойной колоннады главного портика, гранитных колонн «триумфальных ворот» перед Купольным залом, колонн этого зала, потом четырех рядов колонн главного зала и, наконец, ротонды — не осталось теперь, в сущности, ничего. Колонны почти все целы, но нет главного очарования, основной сути всей этой феерической композиции,— нет бесконечных сквозных перспектив, о которых говорит Державин и несказанное обаяние которых чувствовал каждый, входивший в «российский пантеон».
Частью закрыл сквозные просветы уже Руска, но главную гибель нашло это вдохновенное творение одного из одареннейших зодчих мира во время «приспособления Таврического дворца под заседания Государственной думы». Хочется думать, что погибло еще не все и не навсегда, и когда будет наконец выстроено здание для Думы, дивный дворец, достойный «загородных домов Помпея и Мецената», будет вновь восстановлен во всем своем временно утраченном великолепии.
Таврический дворец оказал на русское зодчество XVIII века и начала XIX огромное влияние. Идеал пышности и богатства — ибо не мог Таврический князь жить в доме, который не был бы первым и единственным в столице! — дворец этот служил предметом нескончаемых подражаний. Каждый помещик, имевший пятьсот — тысяч душ, старался завести у себя хоть некоторое подобие «пантеона»— пусть даже небольшой размерами деревянный дом, но непременно с флигелями и во что бы то ни стало с колоннами и с куполом. И в короткое время вся деревенская Русь покрылась такими домиками, иногда совсем неплохо сочиненными, но чаще только забавными и порой пресмешными маленькими Таврическими дворцами — неизменно милыми и бесконечно любезными нашему сердцу «домиками с колоннами», белеющими среди сочной зелени березовых рощ.
И. Грабарь
Таврический дворец на карте Петербурга