Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Старов. Постройки вне Санкт-Петербурга

07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Князь Гагарин, заведовавший, по Высочайшему повелению, бобриковскими постройками, поручил Старову около 1773 года составить проект для дома в его подмосковной усадьбе — в селе Никольском Рузского уезда,— и в 1774 году он приступил к его постройке, оконченной в 1776 году («Каменный дом княжой был только что построенной и не совсем еще внутри отделанной»,— отмечает в своих записках Болотов в 1776 году (Русская старина, 1872, с. 590).). Этот дом сохранился без изменений, и, расположенный на горе, среди старинного парка, он очаровывает чудесной затейливостью архитектурной выдумки.

Дом в Никольском еще всецело принадлежит эпохе барокко, но в то же время здесь уже намечены, даны как бы в зачатке все приемы, из которых вскоре вслед за тем вырос «барский дом» екатерининской эпохи — с полукруглыми крыльями, двумя павильонами по бокам и с куполом в центре. Восхитителен план, отлично сочинены углы и ниши по бокам, убранные парой колонн, и особенно хорош этот полный круг, описанный террасой, внизу выступающий из поля стены, вверху — вдающийся в ее тело,— прием, повторяющий террасы-лоджии баженовского Смольного института.

Starov_korpus_dvortsa_Pella_450.jpg

Старов. Корпус дворца Пелла.

И совершенно непонятно, как могло прийти Старову в голову возвести тут же, невдалеке, всего в ста шагах от этого типичного барочного дома, здание, которое целиком уже принадлежит эпохе, презиравшей барокко и глумившейся над всяким «оживлением форм». Это — колокольня села Никольского (Подписные старовские проекты всех построек в Никольском сохранились у нынешнего владельца усадьбы, кн. В. Н. Гагарина. Они совершенно тождественны с существующими зданиями, грубоватая техника которых далеко не на высоте их архитектуры, и свидетельствуют о том, что и эти здания возведены не лично Старовым.).

Не будь подписных чертежей Старова, нельзя было бы и мысли допустить, чтобы эта строгая эллинская дорика колонн, эта внушительная пустынность мощно разрустованного низа, несущего колоннаду второго яруса, могли родиться в голове русского художника 1770-х годов. Сам храм проектирован также Старовым, и он тоже смотрит моложе своих лет, ибо в Москве такие строились еще в 1810 году, но стиль колокольни точно издевается над всеми законами эволюции. Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие, и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения. Вот когда стало ясно, что Старов недаром долго сидел в Париже и не попусту скитался среди развалин пестумских храмов. Ему грезились те же «поэмы в камне», о которых мечтали в Париже Пейр, Гондуэн, Леду и его школа. Этот памятник, затерявшийся в деревенской глуши, производит впечатление занесенного сюда неведомым ветром чертежа из собрания конкурсных проектов Парижской академии 1780-х годов, чудесным образом воплотившегося и ожившего в камне, словно новая архитектурная Галатея (Подробности о влиянии этих «Гран-при» и «Римских призов» на зарождение и развитие александровского стиля).

В церкви есть прекрасно сочиненный, но плохо исполненный иконостас, задуманный в виде части целой алтарной композиции. Невыисканные пропорции колонн с утрированным утонением и грубоватые декоративные детали ясно говорят, что все это делалось домашними средствами, каким-нибудь местным подрядчиком, без всякого присмотра архитектора или под наблюдением очень неумелого и неопытного, плохо разбиравшегося в старовских чертежах. Вскоре Старову пришлось строить гораздо более значительный храм, в котором идея самостоятельной алтарной композиции получила дальнейшее развитие, приведя к созданию настоящего шедевра.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх