А. КокориновКокоринов и Деламот 18.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В России первый намек на поворот к классицизму мы замечаем только в 1750-х годах. Это было, пожалуй, не столько определенным движением в сторону классики, сколько смутным и робким желанием уйти куда-нибудь от форм барокко. Осенью 1749 года императрица Елизавета, во время пребывания в Москве, приблизила к себе молодого пажа И. И. Шувалова, который с этого времени быстро пошел в гору и вскоре стал первым лицом при дворе. Несмотря на свои юные годы, он был одним из образованнейших людей своего времени, говорил по-французски, по-немецки и по-итальянски, преклонялся перед западной культурой и следил за новинками в европейской литературе и искусстве, переписываясь впоследствии с Гельвецием, Вольтером и различными художниками. Европеец с головы до ног, друживший в Петербурге со всеми интересными иностранцами, бывавшими там в то время, Шувалов не мог не знать о том движении в сторону возрождения классических идеалов, которое тогда замечалось во всей Европе. Кокоринов. Проект дома для И. И. Шувалова 18.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Шувалов успел оценить дарование художника и поручил ему составить проект дома, который он задумал строить себе в Петербурге. Дом, выстроенный вскоре Кокориновым, был первым зданием в России, в котором чувствовался уже некоторый — правда, едва уловимый — поворот от Растрелли к классицизму. Это — известный некогда генерал-прокурорский дом на Итальянской улице, ныне дом Министерства юстиции. В Аничковом дворце есть картина неизвестного мастера, изображающая Невский проспект. Она взята с совершенно той же точки, что и махаевская гравюра, но написана несколькими годами позднее. На гравюре позади большого пустопорожнего места, застроенного теперь целым кварталом домов, виднеются невзрачные, по-видимому деревянные, домики, а на картине на месте последних стоит уже существующий до сих пор дом с низкими, не сохранившимися флигелями и галереями, протянувшимися до самого Невского. Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) 11.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Александр Филиппович Кокоринов (род. 29 нюня 1726 года на Урале, ум. 10 марта 1772-го в Санкт-Петербурге) (Обе даты были высечены на надгробном камне Кокоринова по постановлению Академии художеств в 1772 году (Архив Имп. Академии художеств. Дело о покойном господние ректоре А. Ф. Кокоринове, 22/1774 г., л. 36) был сыном тоже архитектора, служившего на одном из сибирских заводов Демидова (Русский биографический словарь, том «Кнаппе — Кюхельбекер». Биографическая заметка в словаре составлена на основании статьи П. Н. Петрова в «Ниве» (1870, № 47, 48, 52), статей в «Северном вестнике» (1804, ч. 1, с. 354) и в «Художественной газете» (1836, № 2). Шувалов очень торопился с постройкой своего петербургского дома, и к приезду туда двора все было почти закончено. 24 октября 1754 года хозяин его справлял здесь знаменитое новоселье, с маскарадом, воспетое в известной оде Ломоносова, начинающейся словами: Кокоринов выдвигается в первый ряд петербургских архитекторов 11.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Екатерина, воспитанная на строгой архитектуре Кваренги, не могла относиться к шуваловской затее иначе как с улыбкой и нашла нужным прибавить, что хотя в этот дом «владелец вложил весь свой вкус, но все же он отличался изрядной безвкусицей и был довольно плох,—только что богато устроен» (Там же). Однако современники Шувалова находили его палаццо одним из красивейших в Петербурге. Осенью 1753 года Шувалов и кабинет-секретарь императрицы барон Черкасов задумали отправить Кокоринова пенсионером за границу для завершения архитектурного образования, но эта поездка почему-то не состоялась (Московский архив Мин. юстиции, Дела архитектора кн. Ухтомского, вязка 1, д. 13). По всей вероятности, Шувалов отсрочил поездку до окончательной отделки своего дома, которая затянулась до 1756 года, так как Екатерина II, говоря о нем в своих записках (1757), называет его только что отстроенным. Она рассказывает при этом, что внутри его несколько раз происходили переделки. Очевидно, после того как здание было спешно.закончено к осени 1754-го, Шувалов не раз еще заставлял Кокоринова менять первоначальное убранство и его затейливые крылья появились только между 1754—1756 годами). Кокоринов. Основание Академии художеств 11.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
При Петре Великом обучение «художествам» было сосредоточено в архитектурной школе, открытой при Канцелярии строений, и в рисовальной школе, заведенной по приказанию государя при Петербургской типографии, которая находилась под ведением энергичного «цейх-директора» Аврамова. Под влиянием Лейбница Петр задумал учредить в Петербурге академию, которую в 1718 году он представлял себе как Академию наук и художеств. В 1724 году Блюментрост представил государю доклад об учреждении академии, в котором говорил: «К расположению художеств и наук употребляются обычно два здания: первый образ называется универзитет, второй — академиа, или социетет художеств и наук». Доклад был утвержден, и началась переписка о вызове ученых художников из чужих стран. Петру не довелось дожить до открытия деятельности академии, и, открытая при Екатерине I, она стала правильно функционировать лишь при Анне Иоанновне. Заслуги академии в деле русских художеств огромны, но самое сочетание «наук и художеств» в одном учреждении неминуемо должно было тормозить как науки, так и художества, ибо ни первые, ни вторые не могли чувствовать себя в академии хозяевами. В проекте устава Академии наук, написанном при императрице Анне, предусмотрено, например, и преподавание рисования, но сделана характерная оговорка о том, что это «художество ученым, хотя немногую пользу приносит, однакож великим есть украшением». Валлен-Деламот. Фасад Академии художеств 27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Давно было известно, что главный фасад Академии художеств принадлежит не Кокоринову, а Валлен-Деламоту, приехавшему в Петербург по вызову Шувалова и занявшему с сентября 1759 года должность профессора архитектуры в академии (Президент А. Н. Оленин, вступивший в управление академией в 1817 году и знавший многих участников постройки здания, говорит о его архитекторах следующее: «Вслед за Всемилостивейшим пожалованием выше сего упомянутых Привилегии, Устава и Штата, приступлено было в 1765 году к построению великолепного и огромного здания сей Академии, по проекту и плану тогдашнего Директора оной, г. Архитектора Кокоринова. Лицевая сторона ей Академии была расположена по чертежу бывшего тогда здесь Французского Архитектора Ламота» (Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств.— Спб., 1829). Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (1729 - 1800) 27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (род. в 1729 году в Ангулеме, ум. там же 17 апреля 1800 года) был приглашен Шуваловым в качестве профессора академии летом 1759 года и с осени этого года уже вступил в число преподавателей (Архив Академии художеств, 166/1775 г., л. 1—2, Рукописная заметка Петрова в бумагах Н. П. Собко в Публичной библиотеке. Старинное правописание de La Mothe давно уже во Франции заменено слитным Delamotte, которого придерживаемся в дальнейшем и мы). Подписанный им проект Петербургской академии заинтересовал бывшего на выставке великого князя Владимира Александровича, который купил его у наследников знаменитого зодчего и подарил Академии художеств. Для тех, кто видел проект, не оставалось уже сомнения в том, что строителем академии был Деламот, и имя Кокоринова казалось пристегнутым сюда по какому-то недоразумению. Однако тщательное изучение всех документов по постройке этого загадочного здания, хранящихся в архиве академии, вполне подтверждает старинные предания, приписывающие Кокоринову крупную роль в постройке академии. И Левицкий был прав, когда на своем великолепном портрете изобразил его с планом академического здания. Кокоринов. Постройка здания Академии художеств 12.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Кокоринов женился в 1760 году на дочери известного богача Г. А. Демидова, Пульхерии Григорьевне, и жил широко, вращаясь в лучшем обществе того времени. Поэтому и с пенсией его вдове не слишком торопились. Что касается сразных приключений», которым был подвержен ее муж, то это, очевидно, те начеты и разные придирки, с которыми приставали к нему за все время ведения им огромного дела постройки академического здания. Сохранилось предание, будто Кокоринов повесился на чердаке академии. Академия художеств. Где кончается в здании академии Кокоринов и где начинается Деламот 12.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Что касается архитектурных форм академии, то проект главного фасада Деламота не был осуществлен полностью, и в натуре приставные колонны на крыльях, соединяющих центр с боковыми выступами, заменены пилястрами. Торцы боковых павильонов, сильно выступающие у Деламота и снабженные колоннами, в натуре также не существуют, и слабые ризалиты убраны пилястрами. Вернее всего, что Кокоринов воспользовался приемами блонделевского фасада, общая идея которого сохранена и сейчас, но Деламот решил его классичнее, придав зданию недостававшую ему торжественность. Система трех этажей — рустованного нижнего и объединенных одним ордером двух верхних — взята целиком у Блонделя, изменены только пропорции. Особенно близки окна среднего этажа. Главный фасад почти повторяет приемы, которые мы видим в других постройках Деламота, особенно в его Эрмитаже. В остальном академия мало напоминает его архитектуру, и всюду чувствуется другая, более примитивная рука. Не надо при этом забывать, что здание академии штукатурилось уже в самом конце XVIII века, а частью даже в начале XIX и много деталей могло быть внесено тогда. Садовая возле Невского проспекта 28.01.2011 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев
Отрезок Садовой от Итальянской улицы до Невского проспекта был проложен и застроен в конце XVIII века. Здесь невольно наше внимание привлекает расположенное на левой — четной стороне улицы великолепное по архитектуре трехэтажное здание, так называемый «дом с четырьмя портиками» (Садовая, 12). |
|