Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках Кокоринов. Проект дома для И. И. Шувалова 18.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Шувалов успел оценить дарование художника и поручил ему составить проект дома, который он задумал строить себе в Петербурге. Дом, выстроенный вскоре Кокориновым, был первым зданием в России, в котором чувствовался уже некоторый — правда, едва уловимый — поворот от Растрелли к классицизму. Это — известный некогда генерал-прокурорский дом на Итальянской улице, ныне дом Министерства юстиции. В Аничковом дворце есть картина неизвестного мастера, изображающая Невский проспект. Она взята с совершенно той же точки, что и махаевская гравюра, но написана несколькими годами позднее. На гравюре позади большого пустопорожнего места, застроенного теперь целым кварталом домов, виднеются невзрачные, по-видимому деревянные, домики, а на картине на месте последних стоит уже существующий до сих пор дом с низкими, не сохранившимися флигелями и галереями, протянувшимися до самого Невского. (Махаевский проспект сделан в 1752—1753 годах (он гравирован Яковом Васильевым в 1753-м), когда Шуваловского дома еще не было, картина же Аничкова дворца почти целиком повторяет прежний проспект, от которого она разнится только этими, очевидно вновь появившимися, палатами любимца императрицы. Вероятнее всего, что тому же Махаеву было поручено написать новый «проспект». Весьма осведомленный автор интересных фельетонов, появившихся в «Новом времени» в августе 1911 года под заглавием «Петербургская старина», Г. П. Зет, принимает дом Министерства юстиции — на основании статей «Журнала Министерства юстиции» (1896—1897) — за дом, построенный Растрелли для кн. И. С. Барятинского. Господин П. Зет полагает, что шуваловский дом находился рядом с этим домом, на углу Невского и теперешней Екатерининской улицы, но тогда он был бы виден на картине Аничкова дворца, относящейся к 1754—1760 годам, а там его нет и помина. Между тем она дает отнюдь не фантастический вид, основанный только на проекте, ибо подробное сравнение архитектуры дворца, изображенного на картине, с архитектурой дома Министерства юстиции не оставляет сомнений в тождестве обоих. Когда Растрелли мог его выстроить для Барятинского, то последнему было 12— 13 лет. Наконец, свидетельство 1840-х годов о том, что здание построено Растрелли, является обычным заблуждением эпохи, приписывавшей знаменитому зодчему чуть ли не все постройки XVIII века. Растреллиевской руки в этом доме нет. Когда в 1844 году производился капитальный ремонт здания, то неожиданно обнаружилось, что оно было выстроено прямо на земле, без фундамента, и пришлось возвести под ним подвалы со сводами. Это меньше всего похоже на Растрелли, постройки которого славились необычайной солидностью, и, напротив, очень похоже на технически неумелого «гезеля» Кокоринова. И. Грабарь
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|