Давно было известно, что главный фасад Академии художеств принадлежит не Кокоринову, а Валлен-Деламоту, приехавшему в Петербург по вызову Шувалова и занявшему с сентября 1759 года должность профессора архитектуры в академии (Президент А. Н. Оленин, вступивший в управление академией в 1817 году и знавший многих участников постройки здания, говорит о его архитекторах следующее: «Вслед за Всемилостивейшим пожалованием выше сего упомянутых Привилегии, Устава и Штата, приступлено было в 1765 году к построению великолепного и огромного здания сей Академии, по проекту и плану тогдашнего Директора оной, г. Архитектора Кокоринова. Лицевая сторона ей Академии была расположена по чертежу бывшего тогда здесь Французского Архитектора Ламота» (Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств.— Спб., 1829).
В другой раз Оленин опять говорит, что здание академии «несомненно прожектировано Русским художником, знаменитым уже по сему одному проекту зодчим, и бывшим: Директором Академии Кокориновым, как то весьма известно сей Академии, а ровно что передний фасад оной был построен по проекту Французского Архитектора Ламота» (Отчет Президента Императорской Академии художеств с 1817 по 1834 год — Спб., 1834). Свидетельство такого лица, как Оленин, не оставляет сомнения в том, что автором проекта академии был Кокоринов, выработавший весь план ее и всю архитектуру, выправленную и улучшенную вслед за тем Деламотом).
Казалось бы, что весь смысл в архитектуре этого действительно превосходного здания сводится именно к его главному фасаду, одному из шедевров XVIII века, и авторство этого фасада влечет за собою в сущности авторство всего здания. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году в ретроспективном отделе архитектуры был выставлен старинный проект фаса да Петербургской академии, снабженный под писью: Vallin de La Mothe.
И. Грабарь