А. РинальдиСинтез архитектуры с ландшафтом в творчестве А. Ринальди 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Веерообразные пологие спуски лестниц в Меншиковском дворце, так органически слитые с террасами и самим дворцом, были осуществлены А. Ринальди. Это дает нам основание предположить, что замысел террасы-пристани также принадлежит ему. Использование Ринальди мрамора и пудожского камня 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
XVIII век открыл все богатейшие месторождения русских цветных камней. Русский камень - мрамор с Урала. Мраморы и граниты с тивдийских и рускольских ломок Карелии, необыкновенно разнообразные по структуре и по цвету, использует Ринальди и во внешнем облике и в интерьерах зданий. Надо заметить, что Ринальди впервые покрывал стены мрамором. Широкое применение этого приема началось позднее, лишь в эпоху строгого классицизма Ринальди первый облицевал стены здания пудожским камнем. Так отделан Гатчинский дворец. Незаслуженно забытый, этот камень мог бы и теперь украшать фасады новых зданий, в первую очередь в самой Гатчине. Белый зал Гатчинского дворца 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Белый зал — самый большой во дворце. Он был парадным залом. Прямоугольный в плане, он занимал центральную часть основного корпуса дворца и был обращен своими пятью большими окнами-дверями с полуциркульными завершениями в сторону балкона-террасы, выходящей на парадный двор. Белый зал, каким мы его знали до Великой Отечественной войны, сохранялся в реконструкции Бренны, осуществленной в 1796-1797 годах. Несмотря на привнесенные изменения, многое в Белом зале соответствовало его первоначальному облику. Прежде всего, был в известной степени сохранен архитектурный облик зала, основой которого был ордер. Стены Белого зала, расчлененные пилястрами коринфского ордера, были как бы установлены на пьедесталы образованные панелью. Она проходила по всему периметру зала. Пилястры поддерживали малый по высоте антаблемент, вернее, часть его — архитрав, над которым начиналась падуга перекрытия. Центр перекрытия состоял из трех частей. В средней первоначально было куполообразное углубление. Бренна закрыл его живописным плафоном «Геркулес на распутье между пороком и добродетелью» неаполитанского живописца XVIII века Джузеппе Бонито. Это существенно нарушило первоначальную объемно-пространственную композицию зала. С уничтожением «куполка» зал стал приземистым. Отсутствие полного антаблемента сделало композиционно неоправданным архитрав, который несли пилястры. «Пантеон российской славы». Мемориальные сооружения Царского Села 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Один из современников Пушкина назвал «пантеоном российской славы» Царское Село. И действительно уникальная группа сооружений, находящихся в Екатерининском парке, — Чесменская и Морейская ростральные колонны, Катульский обелиск и Крымская колонна — единый гимн во славу русского оружия. Группу мемориальных сооружений дополняет одна из первых монументальных триумфальных арок России — знаменитые Орловские ворота и небольшой Памятник Ланскому. Давно установлено, что автором Орловских ворот и Чесменской колонны является Ринальди. Имеется также суждение, что Кагульский обелиск и Морейская колонна выстроены по его же проекту. До настоящего времени остается неизвестным автор Крымской колонны и так называемого Памятника Ланскому. Но их изучение и стилистический анализ позволяют предположить, что автором всех этих мемориальных сооружений Царского Села был Антонио Ринальди. Сооружения Ринальди — памятники раннего русского классицизма 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Объемно-пространственным композициям его произведений присуща определенная ясность. Фасады его зданий лишь оживлены пилястрами и колоннами, декоротивные элементы подчинены общей, в основном спокойной композиции. Они сдержанны по прорисовке и рельефам. В произведениях Ринальди многое еще напоминает об уходящем с арены мировой архитектуры барокко. Об этом говорят как отдельные архитектурные элементы в композиции фасадов, так и скульптурные украшения и декоротивные вазы, причудливой лентой обрамляющие парапеты ринальдиевских дворцов. В особенности же это чувствуется в интерьерах, насыщенных изящной орнаментальной лепкой. Но обо всем этом мастер говорит своеобразным, более сдержанным по своим эмоциональным качествам архитектурным языком. Произведения Ринальди приковывают внимание зрителя и своим композиционным замыслом, и гармоническим единством декоративного убранства с архитектурой. Возведенные искусными руками талантливых мастеров, которые были большими самостоятельными художниками, они являются гордостью русской культуры XVIII века. Вместе с Ринальди работали русские живописцы Федор Данилов, Иван Акимов, Григорий Молчанов, один из интересных итальянских орнаменталистов Серафино Бароцци и известный мастер декоративной живописи Стефано Торелли. Крупнейшим представителем венецианской школы XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо был исполнен великолепный плафон «Отдых Марса». Художественный образ Мраморного дворца во многом был предопределен сотрудничеством Ринальди с замечательными русскими скульпторами Козловским и Шубиным. Каждый из них, используя мифологические и исторические сюжеты, воплотил героические и патриотические идеи своего времени. Скульптура Белого зала Гатчинского дворца 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Белый зал был насыщен декоративной скульптурой. Его орнаментальная скульптура в основном сохранилась от орловского времени, барельефы же, различные и по стилю и по композиции, были привнесены в павловское время. Комплекс китайских сооружений Царского Села 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
До начала работ в Царском Селе Ринальди создал замечательный ансамбль Собственной дачи в Ораниенбауме, в котором умело и тонко сочетались элементы регулярного и пейзажного парков. Ринальди были созданы многочисленные проекты парковых сооружений, в числе которых для Царскосельского парка он спроектировал Китайский и Готический павильоны, а в 1771 году им были отделаны интерьеры Грота. В эти же годы Ринальди создал серию проектов небольших плотин и каскадов, столь характерных для Царского Села. Растительные орнаменты Белого зала Гатчинского дворца 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Все это убранство в общую структуру зала органически не вошло. На фоне неравноценных и в основном случайно расположенных рельефов обращала на себя внимание легко и свободно размещенная на плоскости стен, сохранившаяся от первоначальной отделки зала орнаментально-декоративная скульптура. Основой многих ее лепных композиций становится реалистически трактованный растительный орнамент. В этом обращении к природе проявилась одна из особенностей искусства второй половины XVIII столетия. Постройка «Большого Каприза» 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Комплекс китайских сооружений Царского Села, кроме Китайской деревни с двумя железными мостами через канал, включает Китайский театр, Крестовый мост, «Большой Каприз» и Скрипучую беседку. Скрипучая беседка построена по «прожекту Фельтена». Архивные данные, обнаруженные А. Н. Петровым, дают основание предполагать участие Ринальди в разработке проекта. Росписи стен Скрипучей беседки под цветной мрамор — прием, характерный для Ринальди. Постройка «Большого Каприза» была начата в 1772 году В. И. Нееловым. Им же был сооружен Крестовый мост. Однако мысль построить мост через канал в виде арки принадлежала Ринальди. Возможно, глубоко продуманный выбор места для «Большого Каприза» и Скрипучей беседки был сделан также Ринальди. Скрипучая беседка, хотя и находится на территории Екатерининского парка, с помощью подводящей к ней дорожки, идущей от Крестового моста по земляной насыпи «Малого Каприза», композиционно включена в ансамбль китайских сооружений. Цветовое решение Белого зала Гатчинского дворца 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Цветовое решение зала могло быть построено на близких, переходящих один в другой оттенках, согласованных с розоватыми наличниками дверей и белой орнаментикой. Излюбленная ринальдиевская гамма, так хорошо известная по Китайскому и Мраморному дворцам, могла быть присуща и Белому залу. Введение цвета в перекрытие, как это было в Парадной столовой Мраморного дворца, в значительной степени объединяло бы все пространство. |
|