![]() |
А. РинальдиГатчинский парк![]() ![]() ![]() ![]() ![]() «Суровое и строгое здание, превратившееся в свою собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено непередаваемого очарования, оно кажется воспоминанием о самом себе, оно окружено задумчивостью прошлого. И в необыкновенной гармонии с этим замечательным зданием находится Гатчинский парк», — писал А. В. Луначарский. И действительно, необычный и своеобразный дворец, сооруженный из серого камня, прекрасно сочетается с окружающей его природой — лесами, озерами. За его центральным корпусом раскинулся пейзажный парк, в создании которого разграничиваются два периода. Первый период охватывает 1766—1783 годы. Это время постройки замка-дворца, и создания по существу усадьбы с обширным зверинцем, центральная часть которого была превращена в парк — один из самых ранних пейзажных парков России. Во второй период, в 1783 — 1801 годах, перестраивается дворец, дальнейшее развитие получает пейзажный парк. В это же время появляются участки с регулярной планировкой, что, однако, не нарушило стилистического единства всего ансамбля Парка. Интерьеры, созданные РинальдиВсем интерьерам работы Ринальди в равной степени присущи черты переходного времени. Если в композиции ряда залов Гатчинского и Мраморного дворцов введен ордер, то он имеется и в Овальном зале Китайского дворца, и в проектах парадных залов, относящихся к разным годам. Черты рококо и обилие декоративных приемов и средств также характерны для интерьеров Ринальди, созданных на протяжении всего его творческого пути. В одних они, в соответствии с назначением помещения, достигали полноты своего звучания, в других носили более камерный характер. Даже характерная для орнаментики Ринальди деталь, так называемый «цветок Ринальди», как контрапункт в музыке, проходит в оформлении Гатчинского и Мраморного дворцов и «расцветает» на фасаде костела св. Екатерины, к достройке которого Ринальди приступил в 1775 году. Восьмигранный колодец и Колонна орлаСвоеобразной геологической особенностью Ижорской возвышенности, на которой расположена Гатчина, является наличие многочисленных ключей. Один из источников на территории Гатчины выходит на поверхность недалеко от Собственного сада и Серебряного озера, в которое по подземной трубе стекает его прозрачная вода. Этот бьющий из земли родник, образующий небольшой бассейн, заключен в восьмигранную каменную оправу. Его верхнее профилированное ребро было сделано сразу же из гранита. Стенки же бассейна-колодца были первоначально выполнены из пудожского камня, и лишь во время ремонтных работ XIX века пудожская плита была заменена массивными гранитными блоками. Уже в конце XVIII века колодец был центром красиво уголка парка, вокруг которого была создана площадка, обсаженная кустарником. Со стороны Карпина пруда тогда ж была устроена каменная лестница, дошедшая до наших дней. Ринальди. Связь архитектурного сооружения с природойОдной из характерных черт русской архитектуры была органическая связь архитектурного сооружения с природой. Умело вписать здание в окружающую среду, сохраняя свободу замысла, — это та традиция, которой надо следовать. Именно архитектура сооружений, созданных Ринальди, органически слитая с природным окружением, придает ему особую значимость. Ринальди решал парадные интерьеры по принципу анфилад, которые были необходимы во дворцах, где проходили приемы и празднества. Но анфилады во дворцах Ринальди не создавали впечатления бесконечной галереи, столь характерной для дворцов барокко. Не стремился зодчий и к полному единству внутреннего декоративного убранства здания. Каждый зал его анфилад имел свой, неповторимый облик, соответствовавший функциональному назначению. Парадные залы в произведениях Ринальди при всей насыщенности декоративными элементами подкупали своей строгостью и простотой. Сооружение террасы-пристани Голландского садаДо наших дней привлекают внимание красиво отделанные откосы террас Голландского сада. Клены, расположенные вдоль террас Верхнего сада, которые осенью создают яркий убор этой части парка, были посажены в XIX веке. В XVIII же веке на террасах стояли ряды штамбовых деревьев. Возможно, что композиция возвышающихся друг над другом террас была задумана Ринальди. Подтверждением этого суждения может быть работа Ринальди по созданию парка при дворце Петра III в Ораниенбауме, в котором Ринальди использовал аналогичные приемы композиции, характерные для итальянских парков. В 1790 — 1792 годах на берегу Длинного острова на одной оси с дворцом была сооружена терраса и парадная пристань. Стены пристани, выполненные из пудожского камня, поднимаются из кристально прозрачного Белого озера. Две широкие лестницы, по тридцать две ступени каждая, охватывая стены по краям, пологими маршами спускаются к воде. Балюстрада пристани украшена четырьмя мраморными статуями, восемнадцатью вазами из пудожского камня, а у ступеней, ведущих на террасу, со стороны сада, поставлены два каменных льва. Паркеты РинальдиВ мировом декоративном искусстве русскому художественному паркету XVIII—XIX веков принадлежит одно из первых мест. Он оригинален как по форме, так и по технике исполнения. Значительный интерес представляют паркеты, сделанные по рисункам Ринальди. Нам известно более сорока ринальдиевских паркетов. В их композиционном строе нашли свое определенное выражение черты стиля рококо. Это проявилось и в преобладании множества длинных и коротких изогнутых линий, и в мягких переходах тонов, и в том, что композиция многих паркетов построена по схеме эллипса. И все же в рисунках ринальдиевских паркетов заметны уже переходные черты. Для их орнаментики характерна как бы замкнутая в себе и более уравновешенная динамика, чем в безоговорочно рокайльных произведениях. При всем разнообразии и живописности этим паркетам уже присуща ясная, классицистическая композиционная система, в основу которой положен принцип симметрии. Синтез архитектуры с ландшафтом в творчестве А. РинальдиВеерообразные пологие спуски лестниц в Меншиковском дворце, так органически слитые с террасами и самим дворцом, были осуществлены А. Ринальди. Это дает нам основание предположить, что замысел террасы-пристани также принадлежит ему. Использование Ринальди мрамора и пудожского камняXVIII век открыл все богатейшие месторождения русских цветных камней. Русский камень - мрамор с Урала. Мраморы и граниты с тивдийских и рускольских ломок Карелии, необыкновенно разнообразные по структуре и по цвету, использует Ринальди и во внешнем облике и в интерьерах зданий. Надо заметить, что Ринальди впервые покрывал стены мрамором. Широкое применение этого приема началось позднее, лишь в эпоху строгого классицизма Ринальди первый облицевал стены здания пудожским камнем. Так отделан Гатчинский дворец. Незаслуженно забытый, этот камень мог бы и теперь украшать фасады новых зданий, в первую очередь в самой Гатчине. Белый зал Гатчинского дворцаБелый зал — самый большой во дворце. Он был парадным залом. Прямоугольный в плане, он занимал центральную часть основного корпуса дворца и был обращен своими пятью большими окнами-дверями с полуциркульными завершениями в сторону балкона-террасы, выходящей на парадный двор. Белый зал, каким мы его знали до Великой Отечественной войны, сохранялся в реконструкции Бренны, осуществленной в 1796-1797 годах. Несмотря на привнесенные изменения, многое в Белом зале соответствовало его первоначальному облику. Прежде всего, был в известной степени сохранен архитектурный облик зала, основой которого был ордер. Стены Белого зала, расчлененные пилястрами коринфского ордера, были как бы установлены на пьедесталы образованные панелью. Она проходила по всему периметру зала. Пилястры поддерживали малый по высоте антаблемент, вернее, часть его — архитрав, над которым начиналась падуга перекрытия. Центр перекрытия состоял из трех частей. В средней первоначально было куполообразное углубление. Бренна закрыл его живописным плафоном «Геркулес на распутье между пороком и добродетелью» неаполитанского живописца XVIII века Джузеппе Бонито. Это существенно нарушило первоначальную объемно-пространственную композицию зала. С уничтожением «куполка» зал стал приземистым. Отсутствие полного антаблемента сделало композиционно неоправданным архитрав, который несли пилястры. «Пантеон российской славы». Мемориальные сооружения Царского СелаОдин из современников Пушкина назвал «пантеоном российской славы» Царское Село. И действительно уникальная группа сооружений, находящихся в Екатерининском парке, — Чесменская и Морейская ростральные колонны, Катульский обелиск и Крымская колонна — единый гимн во славу русского оружия. Группу мемориальных сооружений дополняет одна из первых монументальных триумфальных арок России — знаменитые Орловские ворота и небольшой Памятник Ланскому. Давно установлено, что автором Орловских ворот и Чесменской колонны является Ринальди. Имеется также суждение, что Кагульский обелиск и Морейская колонна выстроены по его же проекту. До настоящего времени остается неизвестным автор Крымской колонны и так называемого Памятника Ланскому. Но их изучение и стилистический анализ позволяют предположить, что автором всех этих мемориальных сооружений Царского Села был Антонио Ринальди. |
![]() |
|
![]() |